Буктрейлер как способ продвижения книгиНациональная Библиотека Республики Бурятия

Буктрейлер как способ продвижения книги


Буктрейлер как способ продвижения книги

Среди новых форм продвижения книг в последнее время все активнее используют буктрейлер. Буктрейлер – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров, и кинофильмам.

Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3-х минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет. Буктрейлер – это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет-технологии. В отличие от большинства рекламных продуктов, буктрейлеры потребуют минимальных затрат, и их вполне по силам сделать дома самостоятельно.

Буктрейлер – это ролик-миниатюра, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализируя ее содержание. Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и Интернет.

 Немного истории

 Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 г. Широкой публике трейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 г. Ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый  по счету роман из многотомной вампирской серии.

Однако популярность практика создания буктрейлеров получила с 2005 г. благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей. Сегодня почти ни одна рекламная кампания книги в США и Европе не обходится без буктрейлеров, там он стал самостоятельным искусством. Существует даже несколько ежегодных премий за достижения в этой области. Наиболее известные MobyAwards (вручается американским издательством MelvilleHousePublishing); BookVideo (учреждена лондонским книжным магазином Foyles); Trailee (вручается американским изданием для детских библиотекарей SchoolLibraryJournal).

В России жанр буктрейлера появился в 2010 г. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги. Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов. Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлерови издательство «Эксмо». На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.

С целью популяризации книги и чтения в России также проводятся ежегодные конкурсы буктрейлеров. Летом 2012 г. прошел первый конкурс буктрейлеров Videobooks, который устраивал московский книжный магазин DodoSpace. В ноябре 2012 г. стартовал первый Всероссийский конкурс-парад буктрейлеров, который стал традиционным и проводится ежегодно. Результаты Всероссийского конкурса буктрейлеров 2014 года (http://www.booktrailers.ru/news/82)

Одним из ярких примеров внедрения буктрейлеров в библиотечную практику можно считать конкурс «Читаю мою Бурятию», организованный в 2013 г. Республиканской детско-юношеской библиотекой. В конкурсе приняли участие библиотеки образовательных учреждений и муниципальные библиотеки Республики Бурятии. Конкурс «Читаю мою Бурятию», посвященный 90-летию Республики Бурятия, представлял собой заочный конкурс буктрейлеров, созданных библиотеками республики (муниципальными, учебными и др.), на книги краеведческой тематики.

1–е место в конкурсе заняла научная библиотека ВСГУТУ

2–е место – детская библиотека Хоринского района, 3-е место – межепоселенческая центральная библиотека Иволгинского района, поощрительный приз получил буктрейлер СОШ №42 г. Улан-Удэ и сельской библиотеки информационно-культурного центра с. Выдрино Кабанского района. Всего в конкурсе буктрейлеров приняло участие 17 библиотек республики, все получили дипломы участников.

Не отстает от современных тенденций и Национальная библиотека Республики Бурятия. В рамках социо-культурной акции «Библионочь-2015. ЛитератураПлюс» Национальная библиотека Республики Бурятия провела конкурс «Лучший буктрейлер». Компетентное жюри, в лице режиссера Жаргала Бадмацыренова и актера Александра Фролова, выбрало 3 победителей из 10 участников:

1 место — Екатерина Вяликова с буктрейлером к повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»;

2 место —  Ирина Цыдыпова и Александр Бузин с буктрейлером к книге Эрдэни-Хайбзун Галшиев «БЭЛИГЭЙ ТОЛИ — ЗЕРЦАЛО МУДРОСТИ»; 3 место — Жаргалма Банзаракцаева с буктрейлером к роману Рафаэля Сабатини «Одиссея Капитана Блада». ( http://nbrb.ru/?p=10519 )

К 70-летию Великой Победы Национальная библиотека Республики Бурятия представила буктрейлер книги «Антология произведений писателей Бурятии о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». В апреле 2015 года «Антология», в которой впервые — в одной книге — представлены произведения писателей-фронтовиков Бурятии о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на русском и бурятском языках стала победителем XI Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» в номинации «Литература российских регионов».

Как считают журналисты, «можно прогнозировать,  что в ближайшем будущем такие опыты станут повальным молодежным хобби. И это вполне в духе времени: цифровая видеокамера сделала доступной возможность довольно качественной любительской съемки».






  1. Е:

    Когда следующий конкурс буктрейлеров объявите?

  2. redactor:

    Планируем проводить конкурс ежегодно. О проведении очередного конкурса буктрейлеров мы объявим заблаговременно. Следите за новостями. =)

Яндекс.Метрика