В помощь профориентационной работе


В помощь профориентационной работе

«Трудно вложить душу в дело, к которому она не лежит»

Э. Севрус 

«Правильный выбор профессии — второе рождение»

Восточная мудрость

   Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых ЗУНов, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

   Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.

   Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

   Профессия (от лат. «ргоfessio» — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

   Ориентация — умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

   В широком смысле слова профориентация — система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

   Подростки и молодежь остро нуждаются в информации по профориентации. Мир профессий многообразен и изменчив, появляются новые профессии, все больше требуются специалисты с особым стилем мышления, способные постигать новые технологии  в работе, инновации. Библиотека, выступающая в роли профконсультационного центра, имеет возможность адресовать молодых пользователей к информационным ресурсам, которыми располагает. Библиотека предоставляет в помощь самостоятельному самоопределению подростка обширную справочную, научную и популярную литературу о различных профессиях, о востребованности профессий на рынке труда, учебных заведениях, в которых можно получить профессию.

   Представляем Вашему вниманию обзор книг, поступивших в читальный зал Национальной библиотеки РБ.

   Книги предназначены для педагогов школ и колледжей, занимающихся профориентационной работой с подростками, а также профконсультантов, психологов, руководителей образовательных организаций и работников профориентационных центров.

1

   1. Диагностические материалы для профессиональной ориентации: методическое пособие / Н. С. Пряжников, А. Г. Серебряков, О. Л. Кувшинова, 2014. – 368 с.

   В методическом пособии раскрывается специфика профессиональной диагностики в школе; дается обзор диагностических методов и примеры составленных из них комплексов; обобщается опыт взаимодействия психологического профконсультационного центра со школами, колледжами, вузами, организациями и органами управления образованием при решении задач профессиональной диагностики учащихся; приводятся примеры использования традиционных и активизирующих профориентационных методов при решении задач психодиагностики школьников. Особое внимание уделяется подготовке школьных работников и профконсультантов к использованию психодиагностических комплектов.

   Для работников профориентационных центров, библиотек, профконсультантов, педагогов профессиональных образовательных организаций, работников психологических служб, учителей старшей ступени школ.

 2

   2. Пряжников, Н. С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы: методическое пособие / Н. С. Пряжников. — Москва : Академия, 2014. – 416 с.

   В методическом пособии раскрывается понятие «активизирующая профконсультационная методика» как создание внешних и внутренних условий для развития субъекта профессионального и личностного самоопределения. Рассматривается проблема выделения критериев оценки эффективности активизирующей профконсультации как с точки зрения развивающихся потребностей личности, так и с позиции меняющихся запросов общества. Особое внимание уделяется методам, возможностям активизации профориентационной деятельности различных участников системы профориентационной работы. Предлагаются различные группы конкретных методов активизации и варианты профориентационных программ для работы с учащимися 8 — 11 классов.

   Пособие предназначено учителям 8 — 11 классов, профконсультантам, педагогам-психологам, руководителям образовательных организаций и работникам профориентационных центров.

 3

   3. Пряжников, Н. С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами : методическое пособие / Н. С. Пряжников.   — Москва : Академия, 2014. – 288 с.

   В учебном пособии ставится проблема развития профессиональной ориентации школьников в системе управления человеческими ресурсами. Рассматриваются варианты взаимодействия школьных профконсультантов со смежными специалистами как по вертикали (с представителями дошкольного образования, вузовскими преподавателями, сотрудниками организаций и т.п.), так и по горизонтали (с работниками правоохранительных учреждений, представителями СМИ, органов власти и др.), что предполагает освоение ими основных понятий и языка менеджмента для нахождения взаимопонимания с управленцами различных уровней.

   Для педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, профконсультантов, работников профориентационных центров, студентов вузов.

 4

   4. Пряжников, Н.С.  Профориентация в школе и колледже: Игры, дискуссии, задачи-упражнения : методическое пособие / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева — Москва : Академия, 2014. – 304 с.

   В методическом пособии раскрываются психолого-педагогические основы профессионального ориентирования подростков в соотношении с проблемами их профессионального и личностного самоопределения. Приводится сравнительная характеристика особенностей организации и проведения профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ и колледжей. Даются советы и рекомендации по составлению профориентационных программ, планов занятий с классом и индивидуальных профконсультаций подростков на основе авторских методик активизации профессионального и личностного самоопределения.

   Для педагогов школ и колледжей, занимающихся профориентационной работой с подростками, а также профконсультантов, психологов, руководителей образовательных организаций и работников профориентационных центров.







Яндекс.Метрика