Виртуальная выставка «Мечты и трагичность человечества: антиутопии в художественной литературе»Национальная Библиотека Республики Бурятия

Виртуальная выставка «Мечты и трагичность человечества: антиутопии в художественной литературе»


Виртуальная выставка «Мечты и трагичность человечества: антиутопии в художественной литературе»

Уважаемые читатели!

Абонемент художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия предлагает познакомиться с новой книжной выставкой

«Мечты и трагичность человечества: антиутопии в художественной литературе»

 

В ХХ веке в художественной литературе невероятно популярным стал жанр антиутопии. Антиуто́пия — описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития общества. Цель антиутопии — заставить отказаться от мифов, указать тупики, облегчив поиск преодоления.

Антиутопия является полной противоположностью утопии, Утопия — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике и описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Но и по сей день идеальное и счастливое общество построить не удалось, оно осталось только в литературных произведениях, что побуждало писателей думать о причинах и истоках этого явления. Антиутопии относятся к романам-предостережениям, предупреждений об опасностях, грозящих отдельно взятой личности, а отсюда и всему человечеству.

Рассматривая антиутопии ХХ века, можно прийти к интересному выводу: они давно уже представляют собой не столько предсказание будущего, сколько попытку осознать настоящее. Грядущие невзгоды гораздо меньше волнуют человека, чем то, что окружает его непосредственно.

Романом-предтечей антиутопий считают «Процесс» Франца Кафки.

Читая такие романы, можно поразмыслить над вечными темами взаимодействия народа и государства, внутренними противоречиями человека и вечными ценностями. Книги-антиутопии рисуют перед нами картину мира, где действует ряд правил, ограничивающих свободу – думать, чувствовать, жить. Авторы приводят в пример жизнь обычного человека из утопического общества и предлагают читателю разобраться: чем же расплачиваются за это всеобщее счастье обычные люди, те, кого принято называть простыми обывателями.

 

451-%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%b4%d1%83%d1%81-%d0%bf%d0%be-%d1%84%d0%b0%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b3%d0%b5%d0%b9%d1%82%d1%83 Брэдбери Р. Вино из одуванчиков. 451° градусов по Фаренгейту / Р. Брэдбери. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992. – 496 с.

451° по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, хранение книг преследуется по закону, а интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию. В таком мире запрещено мыслить критически, размышлять, иметь свою точку зрения.

%d0%bc%d0%b5%d1%85%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b5-%d0%bf%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%be Воннегут К. Механическое пианино / К. Воннегут. – Москва : АСТ : АСТ Москва, 2010. – 409 с. – (Книги на все времена)

Вы – в мире умных машин. В мире машин слишком умных, чтобы человек, владеющий ими, был счастлив. Вы – в машинном раю, в коем выбор — прост и жесток: смирится и утратить человеческую сущность – или из последних сил рвануться, выломиться из электрического Эдема. Но вы уверены, что способны победить? А что вы станете делать после победы?

%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8b%d0%b1%d0%b5%d0%bb%d1%8c-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%ba%d0%be%d1%88%d0%ba%d0%b8 Вонннегут К. Колыбель для кошки. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей / К. Воннегут. – Москва : АСТ, 2015. – 414 с. — (Зарубежная классика).

«Колыбель для кошки» – один из самых знаменитых романов Курта Воннегута, принесший ему как писателю мировую славу. Роман повествует о чудовищном изобретении доктора Феликса Хониккера – веществе «лед-девять», которое может привести к гибели все человечество. «Колыбель для кошки» — это сатирический комментарий Курта Воннегута на современного человека и его безумие. Апокалипсическая история о неизбежной судьбе этой планеты, с карликом в главной роли, насыщенная теологией певца калипсо и его видением будущего, одновременно мрачно-фаталистичного и уморительно смешного. Воннегут выдумывает религию, язык, остров, чтобы раскрыть тему атомной бомбардировки 6 сентября 1945 года как наступление конца света. Финальные главы произведения посвящены именно этому: они описывают страшную, но вместе с тем и завораживающую картину замерзшей, безучастной Земли.

%d0%bf%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c-%d0%bc%d1%83%d1%85 Голдинг У. Повелитель мух / У. Голдинг. – Москва : АСТ, 2015. – 349 с.

«Повелитель мух» — гротескная антиутопия, роман-предупреждение и напоминание о хрупкости мира, в котором живем мы все. Писатель рассуждает о том, что может произойти с людьми, забывшими о любви и милосердии.

В романе описывается история благовоспитанных мальчиков, внезапно оказавшихся на необитаемом острове. Вдали от цивилизации и заботы старших дети вынуждены вести борьбу за выживание, борьбу, которая обнажит их души и покажет, кто следует путями природы, а кто путями рассудка.

%d0%b7%d0%b0%d0%bc%d1%8f%d1%82%d0%b8%d0%bd-%d0%bc%d1%8b Замятин Е. Мы. Бич Божий / Е. Замятин. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. – 320 с.

В романе рассказывается об обществе, в котором решены все материальные проблемы, где вся жизнь, труд и даже любовь, подчиняется правилам, расписаниям. Мир, в котором быть личностью — уже преступление.

Герой романа «Мы« работает математиком, инженером и живет в гигантском городе-государстве, отделенном стеной от внешнего мира. Ему кажется, что все здесь устроено правильно и разумно. Все люди одинаковы, как муравьи, жизнь механически размерена, пронумерована. Но постепенно герой начинает понимать, что в этом идеально устроенном обществе нет места свободе и любви.

Автор стремится предупредить о грозящих опасностях, о возможных последствиях не продуманного технического прогресса в условиях «сверхгосударства».

%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d1%83%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f Маканин В.С. Антиутопия / Владимир Маканин. – Москва : Эксмо, 2011. – 384 с.

«Антиутопия» — уникальная авторская антология, собранная Владимиром Маканиным из собственных текстов, созданных в разные периоды творчества и объединенных темой судьбы человека во враждебном ему тоталитарном обществе.

В рассказах и повестях антологии Маканин предстает условным реалистом, заглядывающим за край действительности как древний путешественник в поисках новых земель. Не фантастика, но и не проза жизни.

Имена Замятина, Платонова, Оруэлла, Хаксли возникают в памяти при чтении «Антиутопии»». Это необычная жанровая книга открывает новую грань таланта известного писателя.

%d1%85%d0%b0%d0%ba%d1%81%d0%bb%d0%b8-%d0%be-%d0%b4%d0%b8%d0%b2%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d0%bc%d0%b8%d1%80 Хаксли О. О дивный новый мир /  О. Хаксли. – Москва : АСТ, 2015. – 576 с. (XX век – The Best)

«О дивный новый мир » — культовая антиутопия Олдоса Хаксли, изданная миллионными тиражами по всему миру. Роман о генетически программируемом «обществе потребления», «обществе всеобщего счастья», в котором разворачивается трагическая история человека, ставшего чужаком в этом мире….

Перед нами предстаёт общество, в котором, казалось бы, нет места боли и печали. Каждому человеку едва ли не с самого рождения внушается, что его место в обществе — самое лучшее; все обеспечены любыми нужными им благами. Если же всё-таки в душу закралась грусть — достаточно принять пару таблеток сомы, и от плохого настроения не останется и следа. В своем произведении писатель рисует жуткий образ грядущего будущего, в котором предельная рационализация жизни приводит не только к материальному прогрессу, но и к духовному одичанию людей.

%d0%be%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%8c%d1%8f%d0%bd%d0%b0-%d0%b8-%d1%81%d1%83%d1%89%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c Хаксли О. Обезьяна и сущность / О. Хаксли. – Москва : АСТ : АСТ Москва 2010. – 220 с.

«Обезьяна и сущность» – одно из самых сложных, многогранных и ярких произведений писателя. Фантастическая антиутопия, своеобразное предупреждение писателя о грядущей ядерной катастрофе, которая сотрет почти все с лица земли, а на обломках былой цивилизации выжившие будут пытаться построить новое общество. Но ничего хорошего это новое общество не принесет: тотальный контроль Церкви над всей жизнью людей, запрет на любовь, на страсть и, как следствие, совершенно извращенные отношения между людьми. А поклоняться это новое общество будет не Богу, а Дьяволу по имени Велиал. В настоящее время повесть «Обезьяна и сущность» как никогда актуальна. И кто знает, не сбудутся ли на самом деле пророчества Хаксли через 100 лет?

%d1%81%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%b4%d0%b2%d0%be%d1%80 Оруэлл Д. 1984. Скотный Двор / Джордж Оруэлл. – Москва : АСТ, 2015. – 361 с. – (Зарубежная классика)

В романе «1984» описывается общество, в котором люди четко разделены на классы: верхний, привилегированный, партийная верхушка; средний, не имеющий права ни на что, находящийся под постоянным прицелом телекамер и подслушивающих устройств, лишенный общения и эмоций, делающий механическую работу по регулярному переписыванию истории, обделенный во всем и  низший — как бы пролетариат. В этом обществе искореняется любая мысль; человек живет в страхе наказания, которое неизбежно последует за любую провинность. Такое общество уничтожает в человеке все человеческое. Чтобы человек меньше думал, примитивизируется язык, переписываются книги и газеты, поощряется доносительство, предательство. Не остается ничего святого и, соответственно, ничего, для чего хотелось бы жить.

Может ли скромная ферма стать символом тоталитарного общества? Конечно, да. Но каким увидят это общество его «граждане» — животные, обреченные на бойню?

Животный мир скотного двора долго терпел скотское обращение со стороны людей, но однажды это терпение лопнуло. Четвероногие взбунтовались и прогнали фермеров, ну а сами объявили себя свободной республикой под руководством свиней.

%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b2 Хаксли О. Остров / О. Хаксли. – СПб : Академический проект, 2000 – 360 с.

Автор доводит до читателей мысль о возможном выходе из духовного тупика человечества путем обращения к буддистским и индуистским учениям. Глубокое философское содержание сочетается в романе с острым авантюрным сюжетом.

После кораблекрушения английский журналист Вилл Фарнеби попадает на закрытый для внешнего мира остров Пала, где полтора столетия назад просвещенный Раджа и образованный шотландский врач попытались, и весьма успешно, создать общество нового типа. Их потомки весьма плодотворно развили идеи двух мудрецов от буддизма, тантры, медицины и христианства.

Роман-утопия, антипод антиутопии «Дивный новый мир», многие из примет нового мира здесь так же присутствуют — но в иной ипостаси. Свободная любовь как часть тантрического учения; гипнопедия как способ ускорить обучение и познание, искусственное оплодотворение, преображение института семьи, галлюциногены — как средство просветления.

Может ли Внешний Мир позволить существовать этому «Острову Счастья»?

 


Приглашаем Вас посетить абонемент художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия

Добро пожаловать !






Яндекс.Метрика