Книжная выставка «Жизнь, творчество, личность» посвященная 140-летию со дня рождения русского поэта, литературного критика, переводчика, художникаНациональная Библиотека Республики Бурятия

Книжная выставка «Жизнь, творчество, личность» посвященная 140-летию со дня рождения русского поэта, литературного критика, переводчика, художника


Книжная выставка «Жизнь, творчество, личность» посвященная 140-летию со дня рождения русского поэта, литературного критика, переводчика, художника

Уважаемые читатели!

С 28 мая по 9 июня на Абонементе художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия открывается новая книжная выставка

« Жизнь, творчество, личность»  посвященная 140-летию со дня рождения

русского поэта, литературного критика, переводчика, художника

Максимилиана Александровича Волошина

волошин (2)Максимилиан Александрович Волошин (настоящая фамилия Кириенко-Волошин) (1877-1932) родился в Киеве в семье юриста. Мать, Елена Оттобальдовна, урожденная Глазер, занималась переводами. После смерти мужа Е. О. Волошина с сыном переезжает в Москву, а в 1893 — в Крым.

В 1897 г. он поступает на юридический факультет Московского университета и начинает печатать в журнале «Русская мысль» библиографические заметки. Участвовал в студенческих беспорядках, чем привлек к себе внимание полиции. Осенью 1900 г. уезжает в Среднюю Азию и в «степях и пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов», испытывает жизненный перелом: «возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно — с высоты азийских плоскогорий». Печатает статьи и стихи в газете «Русский Туркестан».

Живя попеременно то на родине, то в Париже, много делает для сближения русского и французского искусства; с 1904 г. из Парижа регулярно посылает корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», пишет о России для французской прессы. В апреле 1906 г. женится на художнице М. В. Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге, (их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина); летом 1907 г., после разрыва с женой, в Коктебеле пишет цикл «Киммерийские сумерки».

Первый сборник «Стихотворения. 1900-1910» вышел в Москве в 1910 г., когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнассца». В 1915 г. выходит книга стихотворений об ужасах войны — «В год пылающего мира 1915». В это время он все больше внимания уделяет занятиям живописью, пишет акварельные пейзажи Крыма, выставляет свои работы на выставках. После революции 1917 г. поэт живет постоянно в Крыму, составляет сборник избранного «Иверни» (1918 г), переводит Верхарна, создает цикл стихов «Неопалимая купина» и книгу философских поэм «Путями Каина» (1921-1923).

9 марта 1927 года был зарегистрирован брак Максимилиана Волошина с Марией Степановной Заболоцкой (1887—1976), которая став женой поэта, разделила с ним трудные годы (1922—1932) и была его опорой. После смерти поэта она сумела сохранить его творческое наследие.

Поэт скончался 11 августа 1932 года в Коктебеле (ныне Планёрское), в Крыму, после второго инсульта.

Всесторонне эрудированный, обладающий широким кругозором человек, замечательный поэт, высокопрофессиональный переводчик, художественный и литературный критик, Максимилиан Волошин известен и как художник с весьма незаурядным и самобытным дарованием. Его вклад в российскую культуру, ее сохранение и приумножение в трудные и жестокие годы первой трети двадцатого века остается в определенной степени недооцененным. Этот цельный человек гармонично соединил в своем мировоззрении духовную философию Востока и модернистские искания Запада.

Стихи Максимилиана Александровича исключительно живописны, насыщены яркими цветовыми эпитетами, красочной и «зримой» образностью. А его акварельные пейзажи похожи на строгие и точные стихи. Природа на пейзажах воспринимается, как совершенное божественное творение, наполненное красотой линий, гармонией и величием.

Как правило, вплоть до 1916 г. утверждались также книжность, холодность волошинской поэзии. Основания для этого были, так как поэт придавал особое значение форме стиха, чеканил его и оттачивал. Способствовало этому впечатлению и пристрастие Волошина к античным, библейским ассоциациям.

Следует при этом отметить, что постоянное обращение Волошина в ранних (до 1910 г.) стихах к мифу во многом объясняется влиянием на него восточного Крыма, хранившего античные воспоминания не только в древностях Феодосии и Керчи, но в самом пейзаже этой пустынной, опаленной солнцем земли.

В основе творчества лежит высокая духовность писателя, его идеализм. Поэт верил в бессмертие духовного начала. Он верил в высшее предназначение всего и эта вера давала ему прозорливость к людям и событиям и силу противостоять всем невзгодам.

В годы революций и гражданской войны Волошин отказался эмигрировать и остался  жить в своем доме в Крыму. Отвергавший всякое насилие, превыше всего ценивший человеческую жизнь, Максимилиан Волошин не раз укрывал в доме находившихся в смертельной опасности беглецов вне зависимости от того, к какому политическому лагерю они принадлежали. При советской власти Максимилиану Александровичу был сохранен дом, он занимался охраной художественных и культурных ценностей, читал лекции, преподавал, но любые возможности печатных публикаций были для него полностью закрыты.

В обширное творческое наследие Максимилиана Александровича входят многочисленные критические и искусствоведческие статьи, содержательная переписка со многими лучшими представителями культурной интеллигенции России.

На выставке представлены такие произведения М.А. Волошина: «Пути России», «Записные книжки», «Киммерия», «Лирика», «Коктебельские берега», «Все даты бытия», «История моей души» и «Путник по вселенным» и сборники стихотворений.

Приглашаем Вас посетить Абонемент художественной литературы  отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия.

 

Добро пожаловать!






Яндекс.Метрика