К 80-летию Эдуарда Рубеновича Сукиасяна!Национальная Библиотека Республики Бурятия

К 80-летию Эдуарда Рубеновича Сукиасяна!


К 80-летию Эдуарда Рубеновича Сукиасяна!

   22 июня 2017 г. Эдуарду Рубеновичу Сукиасяну исполняется 80 лет. Библиотечное сообщество Республики Бурятия, редакционная коллегия журнала «Библиопанорама» сердечно поздравляют Эдуарда Рубеновича с замечательным юбилеем и желают оставаться таким же неутомимым защитником классической библиотечной профессии, мудрым, доброжелательным, остроумным собеседником и другом-наставником. Пройденный Вами профессиональный путь – это путь непрерывного поиска, исследований. Ваша активная жизненная позиция по многим актуальным проблемам библиотечного дела, неиссякаемая энергия, непревзойденная творческая и научная результативность, уникальное педагогическое мастерство завоевали заслуженный мировой авторитет.

Дорогой Эдуард Рубенович!

Желаем доброго здоровья, успешного воплощения новых научных замыслов

и благополучия Вам и Вашей семье!

К юбилею Эдуарда Рубеновича Сукиасяна

   Интернет не балует обилием хвалебных статей об Эдуарде Рубеновиче Сукиасяне, поэтому нынешнее поколение библиотекарей, воспитанных существующей системой библиотечного образования, которое Эдуард Рубенович критикует, скорей всего о нем и не знает. А между тем это величина в библиотечном деле: автор почти тысячи книг и статей, библиотечный публицист, автор школы индексирования и, наконец, редактор основы основ библиотечного дела – таблиц ББК. Есть библиографический указатель трудов Э. Р. Сукиасяна[1], но подержать в руках и ощутить монументальность вклада Сукиасяна в наше дело не удалось. Но и то, что удается найти и прочитать – впечатляет. Легкостью слога, актуальностью тем – библиотечная каталогизация, библиотечная профессия и образование.

   Как становятся библиотекарями – суть профессии и ее душа – главное в трудах Э. Р. Сукиасяна. Книги «Библиотечная профессия и кадровый менеджмент»[2], «Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование»[3] представляют собой сборники трудов автора, написанных в разные годы, но нисколько с течением времени не устаревших. Мы так и продолжаем жить, не понимая сути. Сколько случайных людей работает в библиотеках, сколько неслучайных с библиотечным образованием, но без понимания своей профессии…

   Эдуард Рубенович – единичный пример настоящего библиотекаря, библиографа. Его мысли о нынешнем состоянии профессии и ее престиже глубоки и всеобъемлющи, он словно расширяет горизонты и в одиночку пытается показать нам «с любовью и негодованием» наше неприглядное бытие, связанное не только с внешними причинами, которые мы так любим привлекать в качестве отговорок, но и с узостью мышления и общей культурой каждого специалиста.

   О кадровом кризисе он предупреждал уже давно. И причина в том, что мы сами не ценим себя и свою профессию, мы ленивы и нелюбопытны, мы не читаем профессиональную периодику и литературу, считая, что всему можно научиться по ходу дела, мы не требовательны к коллегам. Поэтому проблема качества кадров не обходит стороной ни одну библиотеку. Везде есть сотрудники, отсиживающие положенное время, либо работающие только в рамках инструкции и не желающие видеть ничего далее «своего огорода». Есть безынициативные и скучные, с ограниченным кругозором, но большими запросами в области привилегий и премий, и везде есть те, кому ничего не поручишь, потому что проще сделать самому… Мало, очень мало тех, кто хочет развиваться и развить свою библиотеку, тех, кто работает с интересом, с огоньком. Мало кто хочет понять, что нужно уметь не только выполнять свои обязанности по инструкции, но и быть всесторонне развитым и понимать, что мир велик и разнообразен…

   Многим может показаться странной любовь Э. Р. Сукиасяна к системе библиотечного образования в США, но в ней есть рациональные зерна. Там, «за бугром», никому не придет в голову назвать библиотекарем человека просто работающего в библиотеке, не имеющего профильного образования. Библиотекари там – только Профессионалы, «штучный товар», все остальные – помощники. И образование направлено только на подготовку отдельных специалистов-профи, поступить «на библиотечный» только потому, что не поступил куда-то в более престижное место и надо куда-то деваться – не получится.

   В России далеко не так, о чем сетует Эдуард Рубенович, досталось от него и новым образовательным стандартам в системе подготовки библиотечных кадров: «Результат всем известен: сегодня никому из директоров библиотек не придет в голову доверить вчерашнему студенту, выпускнику вуза, процесс каталогизации или систематизации – не разбираются в этом деле наши библиотекари-бакалавры. Проще обучить в библиотеке: посадить ученика в отдел обработки (в отличие от выпускника вуза, он не будет считать себя с первого дня менеджером информационных ресурсов), где он целенаправленно будет учиться по тем пособиям, которые ему дадут наставники… Могу только предполагать, как освещаются в вузах темы, связанные с ББК. Спрашивал: о машиночитаемых таблицах никто не знает. Непонятно, почему, но форматы в представлениях молодых специалистов привязаны к составлению библиографического описания. Два года назад я написал во все библиотечные вузы, попросил преподавателей связаться со мной, чтобы можно было наладить их обеспечение информацией о новом в классификационных системах, в каталогизации в целом, стандартизации. Результат: ни одного ответа!».

   Грандиозный разрыв между библиотечной теорией в вузах и практической работой в библиотеках сейчас налицо. ВСГИК и Национальная библиотека Республики Бурятия сегодня наконец «пошли на сближение» – ускоренные курсы (очень ускоренные, к сожалению) ведутся сегодня совместно преподавателями вуза и специалистами библиотеки. Но насколько хорош будет результат, если мы, преподаватели, сами не успеваем следить за всем новым в нашей профессии?

   Пусть и эмоционален Эдуард Рубенович, критикуя нынешнее положение дел в профессии, но столь же рационален. В своих публикациях он всегда дает советы, как «обустроить» наше дело: «Мало дают средств на комплектование? Естественно: у чиновников просто нет информации. Подготовьте для них два списка с указанием цен. В первый включите все то, что удалось купить, во второй – те книги, которые можно было бы купить, но на что денег не хватило. Конечно, второй список будет в несколько раз больше первого. Пусть делают выводы. Будьте внимательны: оба списка продемонстрируют Вашу компетентность, естественно, вызовут вопросы, если вы тратите деньги на дешевую макулатуру… Вы должны работать открыто… Проведите отчет перед населением…», – и так далее. Здесь уже должны включиться в работу модные ныне службы связей с общественностью, которые будут привлекать известных людей, выдавать публикации, благодарить всех, кто приходил и помогал, делать так, чтобы о библиотеке говорили. «Нужно сначала поработать по-настоящему. Показать обществу чего мы стоим. Признание, а с ним и благосостояние придут со временем». Это только одна из многих полезностей, которыми делится с нами Э. Р. Сукиасян, публикации которого следовало бы рекомендовать к обязательному прочтению всеми сотрудниками библиотек. Широта его кругозора позволяет ему давать нам советы не только по его излюбленным темам, указанным выше, но и подавать готовые идеи по менеджменту, маркетингу, PR, работе с детьми и подростками, продвижению чтения, развитию общей культуры каждого человека и т. д. Посмотрите только список работ Сукиасяна – насколько серьезен его вклад в библиотечное дело, интересны затрагиваемые им темы, насколько он основателен, как далеко заглядывает вперед и насколько эрудированным может быть человек. Должен быть в нашей среде автор, будоражащий умы!

   Вопрос «нужны ли сегодня каталоги и каталогизаторы», конечно, не остался вне поля зрения Э. Сукиасяна: «Практически во всех библиотеках пока еще сохраняются карточные каталоги. И эту ситуацию сегодня изменить нельзя. Наши пользователи должны иметь возможность работать с карточными каталогами, пока электронные не станут равноценной заменой. Очевидно, что сегодня даже на элементарные вопросы, с которыми мы привыкли обращаться к алфавитному каталогу, ответ в ЭК получить трудно. А возможности семантического поиска (подчеркну: не вербального – по словам, а по смыслу запроса, по содержанию), которые обеспечивал систематический каталог, электронный каталог сейчас не реализует вовсе…». Это не означает, что ЭК это плохо, проблема шире – скоро кадров, способных работать с каталогами не будет.

   Но Сукиасян не нагнетает обстановку, он всегда ищет пути выхода из ситуации. Может быть, когда-нибудь мы вспомним и реализуем ту гипотетическую модель структуры библиотечного образования, которую он предложил в книге «Библиотечная профессия и кадровый менеджмент». Эдуард Рубенович уверен: «Наша профессия имеет прекрасное будущее. Придется, правда себя перестраивать: нужны новые знания, умения и навыки. То, что называется компетенцией, не приобретается спонтанно. Потребуются собственные усилия, настойчивость, воля. Готовить себя к работе завтра надо сегодня».

 В. Д. Базарова,

заведующая Центром библиографии и краеведения

Национальной библиотеки Республики Бурятия

 

[1] Эдуард Рубенович Сукиасян [Текст] : биобиблиографический указатель / [сост. Т. А. Бахтурина]. – Москва : Пашков дом, 2012. – 170 с. : портр. – (Деятели отечественного библиотековедения и библиографоведения / Рос. гос. б-ка).

[2] Сукиасян, Э. P. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент [Текст] : избранные статьи 2004-2011 гг. / Э. Р. Сукиасян. – СПб. : Профессия, 2011. – 430 с.

[3] Сукиасян, Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование [Текст] : сборник статей и докладов / Э. Р. Сукиасян. – М.: Гранд-Фаир, 2004. – 447 c.






Яндекс.Метрика