открыта книжная выставка «Муза Серебряного века», посвященная 125-летию со дня рождения русской поэтессы XX века Марины Ивановны ЦветаевойНациональная Библиотека Республики Бурятия

Книжная выставка «Муза Серебряного века», посвященная 125-летию со дня рождения русской поэтессы XX века Марины Ивановны Цветаевой


Книжная выставка «Муза Серебряного века», посвященная 125-летию со дня рождения русской поэтессы XX века Марины Ивановны Цветаевой

С 1 по 20 октября на Абонементе художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия открыта книжная выставка «Муза Серебряного века», посвященная 125-летию со дня рождения русской поэтессы, прозаика, переводчицы, крупнейшего поэта XX века Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941)

Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного добра. Все в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до конца. Такой была и судьба Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины нашего века.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее отец был профессором университета, мать – пианисткой. Образование получила в Москве в частной женской гимназии, затем обучалась в пансионах Швейцарии, Германии, Франции.

Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые писатели — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. Их творчество и произведения Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы.

В 1912 году был выпущен  второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг». Во время Гражданской войны (1917-1922) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес.

В 1912 году выходит замуж за Сергея Эфрона, у них появляется дочь Ариадна. Вторая дочь Марины, Ирина, умерла в возрасте трех лет. В 1925 году родился сын Георгий.

В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Творчество Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма воздуха». Стихи Цветаевой 1922-1925 годов были опубликованы в сборнике «После России» (1928). Однако стихотворения не принесли ей популярности за границей. Именно в период эмиграции в биографии Марины Цветаевой большое признание получила проза.

Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям:

в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому», в честь известного Владимира Маяковского, чьё самоубийство потрясло поэтессу;

в 1933 – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине

в 1934 – «Пленный дух» в память об Андрее Белом

в 1936 – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине

в 1937 – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину

Прожив 1930-1939 гг. в бедности, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреливают в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют. 31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.

Все в ее личности и в поэзии резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова, а вместе с тем и досадная обреченность жить не в основном потоке своего времени, а где-то рядом с ним. Со страстной убежденностью провозглашенный ею в ранней юности жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды — обернулся в дальнейшем нерешимыми противоречиями трагической личной судьбы. Лирическая героиня Цветаевой полностью отражает чувства и переживания самой Марины, так как поэтесса изначально принципиально поставила знак равенства между собой и своей лирической героиней. Исходя из этого стихи Цветаевой очень личностные. Цветаева всегда считала, что поэт в своем творчестве должен быть индивидуален. Сила ее стихов — не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющегося, гибкого ритма. Свойственная творчеству Цветаевой торжественность, праздничность, мелодичность сменяются бытовыми разговорными речениями, распевным движением стиха. Несмотря на то, что в поэзии Цветаевой есть немало упоминаний о бренности всего земного и мыслей о собственном конце, общая ее тональность — мажорная, даже праздничная. В общем это непрерывное объяснение в любви по самым различным поводам, любви к миру. Марина Цветаева принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями. Сегодня Марину Цветаеву знают и любят миллионы людей: не только у нас, но и во всем мире. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалось неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек мгновенно стали крылатыми!

В истории отечественной поэзии имя поэтессы всегда будет занимать достойное место. Поэт предельной правды чувства, Марина Цветаева, со своей несложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования, по праву вошла в русскую поэзию первой половины нашего века.

На выставке представлены произведения Марины Цветаевой: «Театр», «Стихотворения», «Повесть о Сонечке», «Стихотворения. Поэмы», «Сочинения», «Конец Казановы», «Любви старинные туманы», «Просто — сердце», «Лирика», «В завтра речь держу…Автобиографическая проза 1925-1937», «Избранное», «Избранные произведения», «Поэзия. Проза. Драматургия», «Господин мой — время».

Отдельной группой выделены воспоминания о жизни и творчестве Цветаевой – «Кудрова И. В. Версты, дали… Марина Цветаева: 1922-1939», «Цветаева А.И. Воспоминания о детстве, юности, молодости о сестре Марине», «Поликовская Л.В. Злой рок Марины Цветаевой: «Живая душа в мертвой петле…», «Цветаева М. Семья. История в письмах».

 

Приглашаем Вас посетить Абонемент художественной литературы  отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия.

 Добро пожаловать!






Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика