Книжная выставка «Живая педагогика Макаренко»Национальная Библиотека Республики Бурятия

Книжная выставка «Живая педагогика Макаренко»


Книжная выставка «Живая педагогика Макаренко»

Уважаемые читатели! С 13 марта по 31 марта на Абонементе художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия открывается новая книжная выставка  «Живая педагогика Макаренко» — к 130-летию со дня рождения А. С. Макаренко, советского педагога и писателя (1888-1939).

 

Воспитание — великое дело:

им решается участь человека.

(В. Г. Белинский)

 

Макаренко Антон Семёнович (1888-1939) — известный советский педагог, основоположник теории коллективного воспитания. После окончания Кременчугского городского училища и высших педагогических курсов при нем стал работать учителем железнодорожного училища на Украине. События 1905-1907 гг. оказали огромное влияние на Макаренко. Он участвовал в съездах учителей, увлекался творчеством Горького. В 1914 г., имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1917/18 учебном году был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в г. Крюков и с увлечением отдался работе. Октябрьскую революцию встретил с восторгом.В 1920 г. Полтавский губернский отдел народного образования поручил Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Задача была трудной. Подростки и юноши, с которыми Антону Семёновичу пришлось иметь дело, были недисциплинированными, не привыкшими к труду, с уголовным прошлым. Однако в течение 3-4 лет Макаренко создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовую колонию имени A.M. Горького». Число ее воспитанников в 1926 г. составило 120 человек. В этом же году колония переселилась в поселок Куря ж вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семёнович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. Посетив колонию в 1928 г., A.M. Горький писал в очерках «По Союзу Советов»: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А.С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его». Далее Горький указывает, что Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера». С 1927 г. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив.

В 1928 году педагог ушел из колонии и в течение нескольких последующих лет отдавал все свои силы руководству коммуной, где использовались новые методы трудового воспитания. Если в колонии имени A.M. Горького применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), то в коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство. Здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросверла (для этой цели были построены два первоклассных завода по производству фотоаппаратов и электрического инструмента). Это производство имело не только экономическое, но и педагогическое значение, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе (до тысячных долей миллиметра). Воспитанники работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе при коммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании средней школы многие из них успешно выдерживали экзамены в вузы. За 15 лет работы (1920-1935) через коллективы, созданные Макаренко, прошло около 3000 правонарушителей и беспризорных, ставших впоследствии достойными людьми, квалифицированными специалистами.

В 1937 г. Макаренко оставил педагогическую деятельность, переехал в Москву и целиком посвятил себя литературной работе, в которой обобщил опыт педагогической деятельности в колонии имени A.M. Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского. В 1933-1939 гг. он написал несколько крупных произведений, ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями, горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики. В его статьях, выступлениях, докладах, литературно-художественных произведениях отразилась система его педагогических взглядов. Широкую известность педагогу при несли книги «Педагогическая поэма» (1933-1935), «Флаги на башнях» (1938), «Книга для родителей» (1937). Центральное место в педагогической системе Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе. Педагог сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма его жизни, остановка — форма его смерти — и выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, параллельное действие. Педагогический опыт Макаренко уникален, как, впрочем, уникален и сам педагог. Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию на практике и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками.

 При жизни Макаренко его педагогическая деятельность получила неоднозначную оценку. Официальная педагогика настороженно относилась к «рядовому», «провинциальному практику», чьи идеи шли вразрез с общепринятыми. Он подвергался нападкам в центральной педагогической прессе, на съездах и совещаниях педагогических работников. Макаренко был сильной, незаурядной личностью, творчески подходил к решению вопросов воспитания и обучения в новых социальных условиях. Он имел свою позицию по ряду вопросов, которую последовательно защищал. С критикой Макаренко выступали Крупская, Луначарский и другие известные деятели образования того времени. Его обвиняли в демократизме, чрезмерном увлечении самоуправлением, нарушении принципов трудового воспитания в советской педагогике, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности. Ни при жизни Макаренко, ни после его смерти власти, предписывая изучение его педагогической системы, отнюдь не спешили с ее внедрением, хотя и колоний, и соответствующего «человеческого материала» было в избытке. К опыту Макаренко прибегали лишь отдельные педагоги, многие из них в свое время были его воспитанниками. Он  умер на железной дороге, на подмосковной станции Голицыно. Спешил в город из Дома творчества, вез на киностудию сценарий. Помог какой-то женщине поднять тяжелые узлы на подножку вагона. Помог — а натруженное, измочаленное, давно больное сердце разорвалось. Был 1939 год, весна, 1 апреля. Ему шел 52-й…

После смерти Макаренко был канонизирован как классик марксистско-ленинской педагогики. Трактовка его работ в советский период носила ярко выраженный односторонний характер, публикация трудов проводилась с купюрами и исправлениями, идеологическими штампами. Идеи Макаренко получили большую популярность за рубежом (Германия, Япония), где действовали Макаренко-центры и лаборатории, скрупулезно изучавшие и анализировавшие его педагогическое наследие. Открытие в СССР доступа к документам и архивам в середине 80-х гг. XX в. позволило российским исследователям дать объективную оценку педагогическому творчеству Макаренко.В 1949 г. Президиум АПН РСФСР, отмечая десятилетие со дня смерти А.С. Макаренко, постановил издать собрание его сочинений и поручил подготовить это издание Институту теории и истории педагогики. В 1950-1952 гг. семь томов сочинений вышли в свет. В первом томе печатается «Педагогическая поэма», отдельные авторские варианты и подготовительные материалы к «Педагогической поэме». Во втором томе опубликованы повести «Марш 30 года», «ФД-1» и пьеса «Мажор». В третий том вошли повесть «Флаги на башнях» и относящиеся к этому произведению материалы. В четвертом томе собраны основные произведения А.С. Макаренко, посвященные воспитанию детей            в семье : «Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей» и выступления А.С. Макаренко на эту тему. В пятом томе помещены статьи, стенограммы выступлений, докладов и лекций А.С. Макаренко по общим вопросам педагогики и воспитания в советской школе, детских домах и колониях. Шестой том включает в себя повесть «Честь», литературные сценарии : «Настоящий характер» и «Командировка» — и материалы, относящиеся к характеристике повести «Честь». В седьмом томе, завершающем издание, собраны публицистические статьи и заметки, рассказы и очерки, высказывания А.С. Макаренко о творческом труде писателей, статьи, посвященные А.М. Горькому, и переписка с ним, статьи о детской литературе, литературно-критические статьи и рецензии. В этом томе приводится библиография произведений А.С. Макаренко, сводный предметный и алфавитный указатели к сочинениям, опись архивных материалов фонда А.С. Макаренко.

Его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее.

 

На выставке представлены:

 

  1. Макаренко, А. С. Сочинения : [в 7 томах] / А. С. Макаренко ; [ редакционная коллегия : И. А. Каиров, Г. С. Макаренко, Е. Н. Медынский ; Академия педагогических наук РСФСР], Институт теории и истории педагогики. – [2 издание]. – Москва : Издательство Академии педагогических наук, 1957-1958.

 

  1. Макаренко, А. С. Флаги на бащнях / А. С. Макаренко. – Москва : Книга по требованию, 2011. – 367,[3].

 

  1. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. _ Москва : Молодая гвардия, 1985. – 640 с. – (Школьная библиотека).

 

Приглашаем Вас посетить Абонемент художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия. Добро пожаловать!

 






Яндекс.Метрика