Книжная выставка «На корабле фантазии в XXI век»Национальная Библиотека Республики Бурятия

Книжная выставка «На корабле фантазии в XXI век»


Книжная выставка «На корабле фантазии в XXI век»

Уважаемые читатели! С 22 апреля по 30 апреля на Абонементе художественной литературы  отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия открывается новая книжная выставка «На корабле фантазии в XXI век» к 110-летию со дня рождения русского советского писателя-фантаста, ученого-палеонтолога Ефремова Ивана Антоновича (1908-1972)

 

«Нет такого понятия, как фантастика.

Всё, о чём мы подумали,

рано или поздно осуществляется.»

(Чарльз де Линт )

Иван Антонович Ефремов — легендарная фигура русской фантастики второй половины ХХ века, автор известных книг «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час быка» и «Таис Афинская»,  был одним из ведущих палеонтологов Советского Союза (заведовал кафедрой низших позвоночных в музее палеонтологии), основал тафономию — науку о закономерности образования местонахождений ископаемых остатков. Его называют последним ученым-энциклопедистом XX века. Широта интересов и объем знаний Ивана Ефремова поражают. Он прошел с экспедициями огромные просторы Евразии, во время которых были собраны замечательные палеонтологические коллекции, высказал идеи о наличии в Космосе (кроме Земли) жизни, обосновал антропоморфную гипотезу, согласно которой эволюция ведет живую материю к разумной жизни в человекообразной форме. Ефремов обладал великолепной научной интуицией. В своих научно-фантастических рассказах он предсказал открытие в Сибири алмазных копей и месторождений ртути,  предвидел появление интернета. В исторических романах «Таис Афинская» и «На краю Ойкумены» выступил в роли историка, этнографа и антрополога.

Иван Антонович родился в поселке Вырица под Петербургом. Отец его — солдат лейб-гвардеец из заволжских крестьян, ставший крупным лесоторговцем, имел прекрасную библиотеку. Рано научившийся читать, Ваня с 6 лет увлекся романами Жюля  Верна и книгами о путешествиях. В 1914 году его семья переехала в Бердянск, где он поступил в гимназию. Во время революции родители развелись. В 1919 году мать с детьми перебралась в Херсон, вышла замуж за красного командира и уехала с ним, оставив детей тётке, которая вскоре умерла от тифа. Оставшись без родительской опеки, Ефремов становится воспитанником красноармейской автороты, проходит с ней по дорогам гражданской войны до Крымского Перекопа. После этого возвращается в Петроград, где работает чернорабочим, подручным шофера и учится в трудовой школе. Заканчивая экстерном школу, Иван Ефремов знакомится с рядом ученых, получает возможность пользоваться крупными научными библиотеками. Особую роль в его судьбе сыграл знаменитый зоолог и палеонтолог академик П. П. Сушкин, распорядившийся поставить стол для юного энтузиаста науки в своем рабочем кабинете.

Сдав экзамены за Мореходные классы, Ефремов уезжает служить на Тихий океан, затем переводится на Каспий. Через некоторое время П. П. Сушкину удается выхлопотать ставку в геологическом музее для своего любимого ученика. Ефремов работает препаратором, посещает лекции в университете и ездит в многочисленные палеонтологические экспедиции — на Север, Урал, в Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан, Киргизию.

В 20 лет Ефремов публикует свою первую научную работу, через несколько лет их насчитываются уже десятки. С 1929 года Иван Антонович начинает принимать самое активное участие и в геологических исследованиях, также совершая ряд открытий. Расширяется «география» его экспедиций — Сибирь, Якутия, Монголия, пустыня Гоби…

В 1935 г. Ефремов заканчивает экстерном геолого-разведывательный факультет Горного института, а в марте 1941 г. получает степень доктора биологических наук. Его имя приобретает все большую известность, особенно после того, как он становится основоположником тафономии — науки о закономерностях исследования древней жизни на Земле. В 1952 году его книга «Тафономия и геологическая летопись» (1950) отмечается Государственной премией.

С литературой, которой Ефремов увлекался с детства, его прочно связала болезнь. В 1942 году он оказывается надолго прикованным к постели. Человек неукротимой энергии, он находит ей выход в создании цикла своих первых приключенческих и научно-фантастических новелл, которые объединяет названием «Рассказы о необыкновенном». Это были «Эллинский Секрет», «Олгой-Хорхой», «Озеро Горных Духов» и другие.

С 1944 г. эти и другие рассказы начинают публиковаться в «Новом мире», «Технике молодежи», в военных журналах «Краснофлотец» и «Красноармеец». Вскоре выходят отдельные сборники, названные по одноименным рассказам: «Встреча над Тускаророй» (1944), «Белый Рог» (1945), «Алмазная Труба» (1946), в сборник «Семь румбов» должен был войти рассказ «Сумасшедший танк», но сам автор его забраковал, а «Эллинский секрет» не пропустил редактор, поэтому озаглавлен по числу вошедших в них произведений: «Пять румбов» (1944). Одним из первых высоко оценил литературный дебют Ефремова тяжело больной А. Н. Толстой — за правдоподобие необычайного и изящный стиль.

Вскоре к 13 рассказам, опубликованным в 1944-1945 годах, прибавляется историческая дилогия «Великая Дуга» (повести «На краю Ойкумены», 1949, и «Путешествие Баурджеда», 1953), первые «космические повести» («Звездные Корабли», 1947, и «Сердце Змеи», 1959), а также увлекательный путевой дневник «Дорога Ветров» (1956).

Ефремов был оригинальным социальным мыслителем, существенно обогатившим гуманистическую составляющую социалистического учения. Научно-фантастическое творчество Ефремова оказало революционное воздействие на расцвет советской научной фантастики в 1960-х годах, раскрыв перед ней необыкновенные горизонты.

Ефремов рано понял, что все в мире подчинено определенным законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире. Он был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия. Славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет «Туманности Андромеды» (1957) и «Часа Быка» (1968). Оба романа, подчеркнуто обращенные к молодежной читательской аудитории, представляют собой образное воплощение антропоморфической гипотезы автора, считавшего, что любые формы жизни на определенном этапе развития должны стать человекообразными. Достигнувшие космического уровня цивилизации объединяются в Великое Кольцо Миров. Законы эволюции универсальны для всей Вселенной — и главный среди них — борьба с ИНФЕРНО. Судьба цивилизации зависит от того, как решается ею частная судьба человека — ведь «человек — та же вселенная, глубокая, неисчерпаемая». Свой оптимизм автор черпает в утверждении колоссальных возможностей человека, а не в надеждах на неких «высших существ» из Космоса.

Одна из лучших русских утопий нового времени — «Туманность Андромеды» создавалась под влиянием писательского кредо — «либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет песок и пыль на мертвой планете». Сочетание строгой научности взгляда с художественным воображением породило жизнеутверждающий пафос и «изящный, холодный стиль» (по определению А. Н. Толстого). В 1959 году роман получил первую премию на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР.

По мнению автора, главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека (причем, это общий для космоса закон), именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития. Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа И. А. Ефремова «Час Быка». Этот роман появился через 10 лет после «Туманности Андромеды» и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности «другого пути» цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. На сей раз «посткоммунистическая» Земля — лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс — планета эволюционного тупика, в который зашла цивилизация, нарушившая основной закон эволюции — параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ — так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания). Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком «опасной» для своего времени: через 5 дней после смерти Ефремова, в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск, на предмет «вредной идеологической литературы», забрали все черновики, даже предсмертные письма жене. На 18 лет имя Ефремова было забыто, а «опальный» роман был запрещен к изданию.

Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы «Лезвие бритвы» (1963) — посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности — и «Таис Афинская» (1972) — написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях — ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека.

Уникальными были и дарование и сама личность И. А. Ефремова. Проникновение в глубинные закономерности развития природы и общества дает носителям такого разума феномен предчувствия и предвидения. К этому следует добавить и дар футуролога. Общеизвестно, что месторождение алмазов в Якутии нашли именно там, где происходило действие рассказа «Алмазная Труба». На Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное в «Озере Горных Духов». Ефремовская фантастика стала реальностью, когда в Башкирии нашли Капову пещеру с древними рисунками африканских животных. Изобретатель голографии Ю. И. Денисюк подчеркивал, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе «Тень Минувшего».

Последний период жизни и творчества Ефремова оказался для него очень нелегким — огромной работы потребовали романы, катастрофически ухудшалось здоровье. Многие замыслы остались незавершенными. Были задуманы и «выношены»: повесть о Руси ХIII в. «Дети Росы», роман «Чаша отравы», повесть о бое броненосца «Ретвизан» с японской эскадрой, автобиографическая повесть «Последние зубцы».

 Иван Ефремов оставил потомкам огромное творческое наследие. В мире науки именем Ивана Антоновича Ефремова названы: древний ящер — ивантодонт, новый минерал — ефремовит, одна из малых планет Солнечной системы — Ефремиана. В его родном поселке Вырица в его честь названа библиотека, в которой уже много лет проводят литературные Ефремовские чтения. Утверждена литературная премия по научной фантастике, существуют клубы научной фантастики его имени. О его научном и литературном творчестве созданы кинофильмы и написаны диссертации. Его книги определили жизненный путь самых разных людей — от участников коммунарского движения и подвижников альтернативной педагогики до космонавтов. Его произведения переведены на многие языки, только в бывшем СССР и нынешней России издавались более 400 раз тиражом около 27 миллионов экземпляров, не считая дальнего и ближнего зарубежья. Ефремовым написано около 200 научных работ: от статей и рецензий до фундаментальных научных монографий.

На выставке представлены произведения Ивана Антоновича Ефремова: «На краю Ойкумены», «Час Быка», «Таис Афинская», «Лезвие бритвы», «Собрание сочинений: в 8 т.», «Малое собрание сочинений».

Приглашаем Вас посетить Абонемент художественной литературы  отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия.

Добро пожаловать!






Яндекс.Метрика