Книжная выставка «Смех, слёзы и истина»Национальная Библиотека Республики Бурятия

Книжная выставка «Смех, слёзы и истина»


Книжная выставка «Смех, слёзы и истина»

Уважаемые читатели! С 12-31 апреля  Абонемент художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия предлагает познакомиться с книжной выставкой «Смех, слёзы и истина» — к 195-летию со дня рождения Александра Николаевича Островского (1823-1886)

 

 «Он ставит читателя лицом к лицу со своими персонажами,

заставляя последних думать, говорить и поступать,

как они думают, говорят и поступают сами»

                                                                                                                         (И. А. Гончаров)

 

Александр Николаевич Островский – величайший русский драматург и театральный деятель XIX века, основоположник современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков. Можно смело сказать, что именно произведения Островского положили начало русского репертуара в театре. «Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы можем с гордостью сказать : « У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского»   

                                         (Из письма И. А. Гончарова А. Н. Островскому)

Российский драматург родился 13 марта 1823 года в Москве, в семье судебного чиновника. Мать рано умерла, в семье было шестеро детей. Отец Островского очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам. После окончания Московской гимназии Александр поступает на юридический факультет Московского университета. Островский так и его и не закончил. В 1843 году Островского берут на службу писцом в суд и он работает в различных московских судах до 1851 года. Этот период жизни очень помог Островскому в его будущем творчестве. Работая в судах, он прекрасно изучил мир российского купечества и мещанского сословия, которые потом он блестяще описал в своих произведениях. Многие персонажи, характеры взяты драматургом из его реальной жизни. В 1847 году в газете «Московский городской листок» выходят очерки Островского под названием «Записки замоскворецкого жителя». Однако, широкую известность драматург получил после публикации пьесы «Свои люди – сочтёмся». Это произведение, написанное в жанре комедии, было с восторгом принято публикой и получило прекрасные отзывы критиков. Об этой пьесе одобрительно отозвались Гоголь и Гончаров и с этого периода можно с гордостью сказать, что в литературных кругах России появился талантливый драматург-новатор – Александр Николаевич Островский. Однако, произведение очень не понравилось представителям купечества и после их жалобы властям, пьесу запретили ставить, а ее автора уволили с работы. «Свои люди – сочтемся» была допущена к постановке только после смерти императора Николая, в 1861 году. Со второй пьесой Александру Николаевичу повезло гораздо больше. «Не в свои сани не садись» была написана им в 1852 году и уже в 1853 году вышла на подмостки театров. С 1856 года Островский постоянно работает в журнале «Современник». Небывалый знаток быта и нравов  купечества и дворянства, он создавал потрясающие по красоте и значимости характеры своих персонажей, сумел через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.  С 1853 года ежегодно московские и петербургские театры ставили новые пьесы драматурга и все они благосклонно принимались как публикой, так и отечественными критиками. Помимо драматургии Островский занимался переводами. Его перу принадлежат переводы из Сервантеса, Шекспира, Теренция, Гольдони. В 1856 году Александр Николаевич Островский отправляется в Поволжье, для изучения быта и жизни жителей края. Именно после этой поездки Островский написал одну из самых ярких своих пьес – «Грозу». В 1859 году выходит первое собрание сочинений Островского, которое с восторгом было встречено критиками.

В 1860 годах Островский начал заниматься российской историей, особенно его интересовал период Смутного времени. В 60-х г. в творчестве Островского появляется и герой-дворянин. Но такой, который занят успешной карьерой. Например, в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» — целая галерея дворянских типов, по разному переживающих отмену крепостного права. Пьесы Островского относятся к различным направлениям его творчества. Веселые фарсы и иронические комедии нравов, серьёзные социальные сатиры и пронзительные лирические комедии. В дальнейших пьесах Островский уже не ограничивается обрисовкой колоритных нравов волжского купечества. Герои и антигерои его произведений – циничные, беспощадные дельцы «нового времени», и закостеневшие в провинциальной глуши помещики «старой школы», и противостоящие им первые представители интеллигенции новой России середины XIX века из купеческой, дворянской или разночинной среды : «Не всё коту масленица», «Бешеные деньги», «За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)», «Горячее сердце». Под острым пером великого русского драматурга оказываются провинциальные чиновники – взяточники и купцы-обманщики, помещики, запутавшиеся в долгах и пытающиеся поправить своё положение при помощи удачной женитьбы, легкомысленные повесы, ищущие любовных приключений. Глупые красотки – купеческие дочки и дворяночки из заштатных усадеб, вполне тонко чувствующие при этом свою выгоду : «Доходное место», «Волки и овцы», «Бедная невеста», « В чужом пиру похмелье».

Много внимания А. Н. Островский уделил теме судьбы русской женщины из привилегированных слоёв общества. Героини этих пьес кажутся свободными, обеспеченными, сильными и вполне готовыми стать хозяйками собственной судьбы. Однако общество накладывает на их жизнь тяжкую необходимость «жить как все и любой ценой избегать скандала» — и этот груз калечит женские судьбы. В пьесах «Богатые невесты», «Невольницы», «Таланты и поклонники», «Красавец-мужчина» кому-то удаётся  встать над общественным мнением, кто-то оказывается жертвой, кто-то вполне вписывается в реальность – но и сам писатель, и читатель вместе с ним в равной степени сострадают каждой из героинь.  Но лучшими психологическими драмами и чудом драматургии Островского по праву считаются  пьесы «Гроза» и «Бесприданница», в которых автор поднял проблему  существования свободной личности, раскрыл незаурядность женской натуры, приводящей к трагической развязке.

Пьесы «Гроза» и «Бесприданница» написаны с разницей почти в двадцать лет. Показаны различные эпохи развития России – патриархально-купеческий быт «Грозы» с его самодурством, своеволием и безграничной властью над зависимыми – абсолютным деспотизмом – и мало на это похожей жизнью общества в «Бесприданнице», в которой нет уже той грубости и домостроевской заскорузлости. Но не власть авторитета и устоявшихся традиций решают дело в этой среде – уверенность в полной власти денег царит в мире «Бесприданницы». И все-таки видно, что проблемы «Грозы» никуда не исчезают по прошествии времени — они существуют и в новом обществе. В двух молодых женщинах можно заметить общие черты, общую судьбу при всех её различиях. Екатерина и Лариса – женщины прекрасные, женственные, жаждущие и способные любить. С детских лет щемит у них сердце, оно полнится мечтой, высоким порывом. Отчего люди не летают так, как птицы?» — говорит Екатерина – «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». У каждой свои беды, свои тревоги, но обе не умеют долго и покорно жить в неволе, среди заурядной мелочности. Они любят и радуются – и не могут освободиться от печальных предчувствий своей неприживаемости к обычной жизни. Премьерные спектакли по «Бесприданнице» состоялись осенью 1878 года и вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Успех пришёл к произведению уже после смерти автора.

У Островского есть и лирические пьесы поражающие разнообразием сюжетов и характеров. Они могут быть трагикомическими, как «Правда – хорошо. А счастье лучше», откровенно и щемящее трагическими —  «Поздняя любовь», «Последняя жертва» и «Сердце не камень», — или даже фантастическими, как «Снегурочка». Однако все они, несхожие внешне, насыщены психологизмом, необыкновенной глубиной понимания любви и отношений между мужчиной и женщиной – отношений всегда непростых, но оттого ещё более интересных современному читателю. Наблюдения Островского за людьми и природой отразились во многих его произведениях. Наиболее ярко сказались они в весенней сказке «Снегурочка» (1873). Основу этого поэтического произведения составили народные сказки, предания и легенды, обряды и обычаи, присказки и песни, с которыми писатель знакомился с детских лет. Он расцветил народную фантазию яркими красками собственного вымысла и насытил произведение тонким юмором. «Снегурочка» — эту замечательную сказку писатель не случайно воплотил в драматической форме. Он предназначал её для постановки на сцене. Островский создал особый тип пьесы, полной  фантастических превращений, феерических картин, безудержного народного веселья. Эта первая в русской драматургии сказка отличается редкой зрелищностью и яркой театральностью. Впервые «Снегурочка» была поставлена на сцене большого театра 11 мая 1873 года. В 1900 году «Снегурочку» почти одновременно поставили два знаменитых русских режиссера : А. П. Ленский на сцене Малого театра и К. С. Станиславский на сцене Художественного театра. К. С. Станиславский так говорил о весенней сказке Островского : «Снегурочка – сказка, мечта. Национальное предание, написанное и рассказанное в великолепных звучных стихах Островского.» В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова : «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог себе представить более к ней подходящее и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

В 1863 году Островский был награжден Уваровской премией и стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 60-е годы драматург основал Артистический кружок, который дал путевку в жизнь многим будущим звездам российской сцены — семья Садовских, С. В. Васильев, Л. П. Косицкая, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова и др. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, бессменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни. В 1881—1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – около пятидесяти пьес. Был режиссёром своих пьес, сам распределял роли и проводил репетиции в Малом театре.

Заслуга Островского :

— сделал один то, что в других странах делали поколение драматургов

— создал русский драматический театр

— сформировал школу актёрского мастерства

— сформировал нового актёра и нового зрителя

— явился новатором в сценическом решении пьесы : раздвинул рамки действия, широко использовал пейзаж и массовые сцены.

— особое отношение к тексту : слово уже само по себе действие, жизнь – речь.

 

Всю жизнь Островский работал на износ, это серьезно подорвало его здоровье. В июне 1886 году он скончался в своем имении в Костромской губернии. Император Александр III пожаловал крупную сумму на похороны драматурга, а также назначил пенсию его вдове и выделил средства на образование его детей.

Величайшие творения Островского, самобытные и новаторские, входят в сокровищницу не только Русской, но и Мировой литературы. Пьесы Островского известны многим поколениям российских зрителей и читателей и любимы ими. По ним сняты художественные фильмы. Вопросы, которые поднимает Островский в своих произведениях, являются актуальными и сегодня.

 

Интересен  тот факт, что в нашем городе Улан-Удэ в Русском драматическом театре имени Бестужева  24 и 25 марта 2018 года, состоится премьера спектакля «Волки и овцы» по пьесе А.Н.Островского к 195-летию со дня  рождения великого драматурга.  Классическое произведение в оригинальном прочтении презентует режиссер Александринского театра ( Санкт-Петербург) Андрей Калинин. Спектакль будет представлять собой симбиоз жанров: комедийность сюжета дополнят элементы драмы, фарса, гротеска, площадного театра. При классических костюмах той эпохи декорации, скорее всего, будут условными. Ну, а выбор актрисы на главную роль настолько удивил всех, что ее имя было решено держать в тайне до самой премьеры.

 

На выставке представлены : А. Н. Островский  – «Театр и жизнь» «Избранные пьесы», «Пьесы». «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка», «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «Записки замоскворецкого жителя : художественная проза», «Не всё коту масленица : пьесы», «Таланты и поклонники : пьесы», «Доходное место : пьесы», «Горячее сердце : комедия в пяти действиях» и другие.

 

Приглашаем Вас посетить Абонемент художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия.

Добро пожаловать!






Яндекс.Метрика