Книжная выставка «Гений артистизма»Национальная Библиотека Республики Бурятия

Книжная выставка «Гений артистизма»


Книжная выставка «Гений артистизма»

Уважаемые читатели! С 21 мая по 31 мая на Абонементе художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия открывается новая книжная выставка «Гений артистизма» к 80-летию со дня рождения российского прозаика, поэтессы, драматурга и сценариста Людмилы Стефановны Петрушевской.

 

 

Мои любимые книги лежат,

вычерпаные до дна,

пройдет время – наполнятся родники.

Л. Петрушевская

 

 

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах… Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь она жила вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы. 

Долгое время свои произведения Людмила Стефановна писала «в стол», поскольку они не проходили советской цензуры, а на пике карьеры, когда ее пьесы уже ставились в популярных театрах на всем постсоветском пространстве, женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена работала редактором. Во время войны Людмила некоторое время находилась в детском доме в Уфе, а позднее воспитывалась дедом, советским лингвистом-кавказоведом Николаем Феофановичем Яковлевым, который являлся создателем письменности для ряда народов СССР.

Людмила Стефановна хорошо знает историю своего рода. Писательница рассказывает, что Яковлев происходил из семьи Андреевичей-Андреевских, а предки его были декабристами.  Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве никогда не мечтала о карьере литератора, девочка грезила о сцене и хотела выступать в опере. В детстве Петрушевская действительно занималась в оперной студии, но стать оперной дивой ей было не суждено.

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев.

Когда закончилась война, Людмила вернулась в Москву и поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова изучать журналистику. По окончании девушка устроилась корреспондентом в одно из издательств Москвы, а затем устроилась на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия». 

В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении Гостелерадио СССР, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах вроде «Шаги пятилетки». Но вскоре на Петрушевскую стали писать жалобы, через год девушка уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Еще студенткой журфака МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, но о карьере литератора не думала и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» впервые опубликовали коротенький лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Петрушевской датируется только второй половиной 1980-х годов.

Зато творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Григорьевич Виктюк на сцене дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973 году. После премьеры режиссер Анатолий Васильевич Эфрос похвалил работу, но отметил, что эта пьеса никогда не пройдет советской цензуры, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные Петрушевской, где она предвидела агонию СССР. И Эфрос оказался, как всегда, прав. Пьесу запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театр, созданный студентами Львовского политеха, поставил на сцене пьесу «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Петрушевской появились только в 1980-х годах: сначала московский драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил пьесу «Любовь», немного позднее в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».

Сама Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, но они все еще не публиковались, поскольку отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа Советского Союза.

Прозаические произведения Людмилы Стефановна стали логическим продолжением драматургии. Все творчество писательницы складывается в единое жизнеописание жизни с точки зрения женщины. На страницах можно проследить, как юная девушка превращается в зрелую женщину, а затем в умудренную даму.

В 80 е годы имя Петрушевской становится известно  широкому кругу читателей.

В 1987 году опубликовали сборник Людмилы Петрушевской «Бессмертная любовь», за который спустя 4 года писательница получила премию имени  Пушкина в Германии.

В 1990-е писательница начала писать сказки для разных возрастных групп. По мотивам многих из них позднее созданы мультфильмы. Продолжала писать Петрушевская и в 2000-х годах. Теперь ее произведения спокойно проходили публикацию, а поклонники наслаждались творчеством любимой писательницы.

В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Любопытным фактом в биографии Людмилы Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль стал прототипом знаменитого ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивает другую версию создания своего героя.

Одновременно с литературной работой Людмила Стефановна создала «Студию ручного труда», где сама же работает мультипликатором. Из-под «пера» Петрушевской вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали» и другие произведения.

Создала маленький театр «Кабаре одного автора», в котором исполняет со своим оркестром лучшие песни ХХ века в собственных переводах.

Объединив свои усилия с московским фри-джаз-рок ансамблем Inquisitorium, Петрушевская в 2003 году выпустила альбом «№ 5. Середина Большого Юлиуса», где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак. В 2010 году Петрушевская представила сольный альбом «Не привыкай к дождю», который был записан для проекта «Сноб».

Людмила Петрушевская — член СП СССР (1977), Русского ПЕН-центра. Академик Баварской академии изящных искусств.

Она лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства (2002), отмечена Пушкинской премией фонда Альфреда Тепфера (1991), премиями журналов «Октябрь» (1993, 1996, 2000), «Новый мир» (1995), «Знамя» (1996), премиями «Москва-Пенне» (1996), «Звезда» (1999), «Триумф» (2002), премией фестиваля «Новая драма» (2003), театральной премией имени Станиславского (2004).

В 2013 году она стала лауреатом ежегодной Премии Олега Табакова за достижения в области культуры, получив награду «За вклад в русскую драматургию».

Кроме того, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги передает детским домам. Выставка-аукцион графических работ писательницы прошла в мае 2017 года. Самые щедрые покупатели получили работы Петрушевской с автографом.

На выставке представлены такие произведения как «Девятый том», «Где я была», «Тельняшка Джек», «…Как цветок на заре», «Черное пальто», «Парадоски. Строчки разной длины», «Дом девушек», «Маленькая девочка из «Метрополя», «Настоящие сказки», «Путешествия в разные страны», «Рассказы о любви», «Жизнь это театр», «Номер один, или в садах других возможностей», «Случай в Сокольниках», «Глюк», «Дикие животные сказки», «Бессмертная любовь», «Московский хор», «Песни 20 века: пьесы», «Колыбельная птичьей родины», «Карамзин деревенский дневник».

 

Приглашаем Вас посетить Абонемент художественной литературы  отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия. Добро пожаловать!






Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика