Выставка к 100-летию Александра СолженицынаНациональная Библиотека Республики Бурятия

Выставка к 100-летию Александра Солженицына


Выставка к 100-летию Александра Солженицына

Что дороже всего в мире?

Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях.

Они сильней тебя, они были и будут,

но пусть — не через тебя.

(А. Солженицын «В круге первом»)

С 10 по 25 декабря на Абонементе художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия открывается книжная выставка «Неповторимый талант России» — к 100-летию со дня рождения русского писателя, публициста, общественного и политического деятеля Александра Исаевича Солженицына (1918-2008)

Александр Исаевич Солженицын — русский писатель второй половины ХХ века, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, жил и работал в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Мастер, творчество которого восхищает не только силой таланта, но и своей непоколебимой, искренней гражданской позицией. Значение творчества Александра Солженицына, как и его вклад в литературу России, трудно переоценить. Именно поэтому Президент России В.В. Путин издал Указ о праздновании в 2018 году 100-летия со дня рождения писателя.

О писателе

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Благодаря заботам матери, будущий писатель не только успешно окончил школу, но и поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет. На фронт Солженицын попал в конце 1942 года, прошел от Орла до Восточной Пруссии. В феврале 1945 года был арестован за «антисоветскую» переписку и критику личности И. Сталина и осужден на восемь лет. После смерти Сталина Солженицын выходит из лагеря на «вечное ссыльнопоселение» в ауле Кок-Терек. В 1956 году решением Верховного суда СССР писатель реабилитирован и возвращен в Россию: После публикации заграницей «Архипелага ГУЛАГ» (1973 – 1980) Солженицына арестовывают и заключают в Лефортовскую тюрьму. С этого времени он лишен советского гражданства и осужден на изгнание. Получив в Стокгольме Нобелевскую премию, писатель поселяется в США близ города Кавендиш. С 1990 года А. И. Солженицын широко печатается на Родине, 16 августа того же года Указом Президента писателю возвращено гражданство. Последние годы жизни А.И. Солженицын провел на даче на окраине Москвы.

Творчество

Однажды Солженицын сказал: «Я стал достоверным летописцем лагерной жизни». Первые же лагпункты дали материал для пьес и стихотворений ; опыт «шарашки» — спецтюрьмы в подмосковном Марфино, куда его взяли как математика, — впоследствии воплотился в автобиографический роман «В круге первом». Здесь, на «райском острове», где разрабатывалась секретная телефония, Солженицын встретил образованных сокамерников, получил доступ к книгам и впервые смог записать итоги своих писательских впечатлений. Однако после трёх «шарашечных» лет пришлось решать: оставаться со спецматематикой и «милым благополучием» сытой неволи или дать своей душе полную свободу на «общих работах». С бесстрашием человека, которому ведомы знаки судьбы, Солженицын выбрал этап и лагерную тачку. И вот Северный Казахстан, Экибастурский лагерь особого режима и номер Щ-232, нашитый на телогрейку. Был декабрь 1950-го, и в один бесконечный лагерный морозный день, когда он, как обычно, вместе с напарниками таскал носилки, пришла мысль: описать и эту жизнь и эту зону – одним днём. Один день одного среднего, ничем непримечательного работяги, с номерами на шапке и одежде, от утра и до ночи. И не надо нагнетать кошмары и ужасы. Не надо, чтоб этот день был каким то особенным, напротив – именно рядовым, из которых складываются годы. И всё станет ясно. Этот замысел оставался в душе и памяти писателя на целых девять лет и воплотился в рассказе

«Один день Ивана Денисовича», который  был закончен, перепечатан и … отправлен в стол. Ибо для литературы начала 1960-х писателя Солженицына не существовало. И только в 1962 г., при огромной помощи Твардовского, и разрешения от самого Н.С. Хрущёва рассказ был напечатан в журнале «Новый мир». Вскоре рискнул показать Твардовскому подборку лагерных стихотворений, несколько прозаических этюдов «Крохоток» и смягчённый вариант рассказа «Не стоит село без праведника». Так называлось печальная история одинокой старухи крестьянки Матрёны Васильевны, волею судеб принявшей на квартиру учителя из недавних ссыльных, — будущий «Матрёнин двор».

 К Солженицыну пришла известность. Таков момент истины в литературной судьбе Александра Солженицына и в истории русской литературы ХХ века. Александру Исаевичу, после всех перенесенных испытаний – войной, тюрьмой, смертельной болезнью, о которой впоследствии была написана одна из его лучших повестей «Раковый корпус», бедностью, литературным подпольем, — предстояло выдержать искушение «медными трубами», то есть той сумасшедшей славой, которая обрушилась на него. Его без личного заявления приняли в Союз писателей. Звали в Москву, манили столичной пропиской. Его пытались приручить – и наверняка приручили бы, будь его целью лишь писательская известность, высокое положение в официальной литературе и житейский комфорт. Но тогда это был бы вообще не он. Солженицын отказался от приготовленных благ. Триумф писателя продержался два месяца, после печатать его перестали.

Но Александр Исаевич продолжал писать. Как вещество, попавшее в среду антивещества, капля правды взрывается в мире лжи. В действительности этого закона Солженицын, физики писатель, очень скоро мог убедиться на собственном опыте. Одним рывком выйдя из литературного подполья, он оказался в центре бурной общественной и литературной жизни. Однако за видимым фасадом публичности началась тайная работа, вызванная к жизни магнитной силой его имени. В тот короткий период, когда автора «Ивана Денисовича» признавала советская печать, хлынул поток писем со всей страны. Солженицын стал получать огромное количество писем от бывших лагерников, в которых они делились своим страшным опытом, рассказывая о том,что пережили сами, и о том, что им довелось узнать от своих товарищей по несчастью.


Это были не только замечания, но и огромное количество материала, который можно было обработать. Целый год я только и делал, что отвечал на письма (Александр Солженицын)


Так, благодаря исключительному доверию, которое вызывал «Один день Ивана Денисовича» у множества людей, разделивших с Шуховым его судьбу, была написана главная книга о печальной и страшной истории русского ХХ века. «Архипелаг ГУЛаг» — книга тяжёлая и в то же время трагически светлая. Писатель стремится непросто к восстановлению правды о самых страшных страницах истории России, но, прежде всего, к общенациональному духовному очищению, прозрению и раскаянию.
От «Архипелага ГУЛага» к эпопее «Красное колесо» дорога лежала хоть и не близкая, но безупречно прямая: писатель исследовал истоки и смысл русской революции по её тюрьмам и жертвам. Как скажет один из героев Солженицына, Глеб Нержин: «Откуда же лучше увидеть русскую революцию, чем сквозь решётки, вмурованные ею?» Но самому Солженицыну предстояло ещё пережить многолетнюю травлю в своей стране, семейные и личные потрясения, исключение из Союза писателей, почти детективную историю с присуждением ему Нобелевской премии по литературе, захват чекистами «Архипелага ГУЛага» и немедленную публикацию книги на Западе.

И вот роковой февраль 1974-го – второй арест, сутки в тюрьме Лефортово, лишение советского гражданства, изгнание из страны. В день «выдворения» (так называла власть акт высылки) Солженицын обнародовал манифест «Жить не по лжи!», где призывал соотечественников выбрать нелегкую для жизни, но единственную для души дорогу. Двадцать лет Солженицын пробыл в изгнании. Сначала в Швейцарии, потом в США. Выучились и стали взрослыми его сыновья, огромными тиражами и на множестве языков были напечатаны его сочинения. Все эти годы Солженицын пристально следил за тем, что происходит на родине, и с первых дней вынужденной эмиграции не сомневался, что рано или поздно вернётся домой.


«Я себя никак не считаю эмигрантом и надеюсь долго удержать это ощущение. Физически я выброшен с родины, но своей работой остаюсь повседневно и навсегда связан с нею… Вообще же смысл жизни всякого эмигранта – возврат на родину. Тот, кто не хочет этого и не работает для этого, — потерянный чужеземец»


И вот – свершилось. «Один день Ивана Денисовича» спустя двадцать восемь лет от момента публикации в «Новом мире» вернулся к русскому читателю и с 1990 года вновь стал издаваться в стране. В 1991-м, в составе малого собрания сочинений, трёхмиллионным тиражом был напечатан «Архипелаг ГУЛаг». Блокада была прорвана, и вслед за своим книгами, весной 1994-го, возвратился в Россию и сам писатель. Но самое главное – вернувшись на Родину, Солженицын продолжает плодотворно работать. Написаны новые рассказы, прозаические миниатюры из цикла «Крохотки». Показательно, что эти своеобразные лирические «стихотворения в прозе» не давались Солженицыну в изгнании.


«Только в России, я оказался способен снова их писать, там – не мог …»


Видимо, то пронзительное ощущение родины, та упоительная радость дышать полной грудью под яблоней в крохотном садике после дождя, тот немой восторг при виде смешного жёлтого утёнка или задорного щенка – действительно можно почувствовать только дома. И вот дома, в «Новом мире», которому Солженицын остался верен, печатаются главы новой мемуарной книги «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов». Переизданы на родине биографические очерки «Бодался телёнок с дубом», а также все основные художественные и публицистические сочинении. В 1998 году вышла новая работа писателя, посвящённая политическим преобразованиям в стране, — «Россия в обвале». Как и в 1962-м, когда Солженицын сенсационно дебютировал в литературе тремя рассказами, так и сегодня его сочинения вызывает огромный интерес читателей, критиков, исследователей. Слово Солженицына продолжает свою художественную, нравственную работу.

Сегодня любой читатель сможет познакомиться с книгами, отражающими творческое наследие Александра Солженицына и его непростую жизнь.

Публицистика

Солженицын, А. И. Архипелаг Гулаг, 1918-1956 : опыт художественного исследования : в 3 книгах / А. И. Солженицын ; [редактор Н. Д. Солженицына ; художник Р. М. Сайфулин]. — Москва : АСТ : Астрель , 2012.

Солженицын, А. И. В круге первом : [роман] / А. И. Солженицын. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2006. — 796, [1] с.

Солженицын, А. И. Двучастные рассказы, 1993-1998 ; Крохотки, 1996-1999 / А. И. Солженицын. — Москва : АСТ : АСТ Москва, 2007. — 381, [1] с. ; 18 см. — (Классика).

Солженицын, А.И. Колокол Углича : Рассказы. Крохотки :повесть / А. И. Солженицын. — Москва : ВАГРИУС, 2004. — 592 с.

Солженицын, А.И. Красное колесо : повествованье в отмеренных сроках : [историческая эпопея : в 10 томах] / А. С. Солженицын. — [Репринтное воспроизведение c собрания сочинений А. Солженицына] . — Москва : Военное издательство, 1993.

Солженицын, А. И. Матренин двор : рассказы / А. И. Солженицын ; [предисловие Л. И. Сараскиной] ; художник :  В. Бритвин. — Москва : Детская литература, 2003. — 220, [2] с. : ил. ; 21 см. — (Школьная библиотека).

Солженицын, А. И. Наконец-то революция : из «Красного Колеса» : [подборка из глав о Февральской революции (за дни 23 февраля — 18 марта 1917 года)] / Александр Исаевич Солженицын ; [редактор: Н. Д. Солженицына ; художник : Р. М. Сайфулин]. — Москва : АСТ Москва, 2008. — 696, [7] с. ; 22 см. — (Золотой фонд мировой классики).

Солженицын, А.И. Не стоит село без праведника : [повесть], рассказы / А. И. Солженицын. — Москва : Книжная палата, 1990. — 573 с. ; 23 см. — (Популярная библиотека).

Солженицын, А.И. Один день Ивана Денисовича : Рассказы 60-х годов / А. И. Солженицын. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2001. — 352 с.

Проза новой России : в 4 томах / [редактор, составитель Елена Шубина]. — Москва : Вагриус, 2003..

[Т.] 4 / Александр Солженицын [и др.]. — 2003. — 431 с.

Содержание:
Солженицын, Александр Исаевич. Эго / А. И. Солженицын
Солженицын, Александр Исаевич. Абрикосовое варенье / А. И. Солженицын
Солженицын, Александр Исаевич. Крохотки 1996-1999 / А. И. Солженицын

Солженицын, А. И. Пьесы и киносценарии / А. И. Солженицын. — Париж : YMCA-PRESS, 1981. — 588, [3] с.

Содержание:
1945 год : драматическая трилогия
Пир победителей : комедия
Пленники : трагедия
Республика труда : драма
Свет, который в тебе : (Свеча на ветру) : пьеса
Знают истину танки! : киносценарий
Тунеядец : кинокомедия

Солженицын А. И. Раковый корпус : [повесть] / А. И. Солженицын. — Москва : АСТ, 2014. — 508, [1] с. ; 21 см. — (Русская классика).

Солженицын, А. И. Рассказы, 1959-1966 ; Крохотки, 1958-1960 / А. И. Солженицын. — Москва : АСТ : АСТ МОСКВА, 2010. — 380, [2] с. ; 18 см. — (Классика).

Солженицын, Александр Исаевич (1918-2008).

Рассказы [Текст] ; Крохотки ; Раковый корпус ; Нобелевская лекция / А. И. Солженицын ; [составитель Н. Д. Солженицына ; художник В. В. Медведев ; редактор Д. В. Тевекелян] ; Институт «Открытое общество». — Москва : Слово/Slovo, 2001. — 685 с. ; 22 см. — (Пушкинская библиотека). — Из содерж.: Один день Ивана Денисовича ; Матренин двор ; Случай на станции Кочетовка ; Желябугские Выселки ; Адлиг Швенкиттен.

Солженицын, А. И. Россия в обвале / А. И. Солженицын ; [редактор : Н. Д. Солженицына]. — [3-е издание]. — Москва : Русский путь, 2009. — 203, [3] с.

Солженицын, А. И. Собрание сочинений [Текст] : в 30 т. / А. И. Солженицын ; [редактор-составитель: Наталия Солженицына]. — Москва : Время, 2007.

Приглашаем Вас посетить Абонемент художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия

Добро пожаловать!






Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика