История театрального искусства в редких книгах


История театрального искусства в редких книгах

Искусство вечно! Особенно, что касается служителей муз Мельпомены и Талии, которые своей актерской игрой приводили зрителей в восторг еще со времен античности. Эсхил, Софокл и Эврипид, Ибсен, Брехт, Грибоедов, Чехов – величайшие мировые драматурги, которые завораживали своими изысканными сюжетами.

 

Театр – одно из наиболее тонких, но при этом динамичных искусств, которое позволяет, благодаря талантливой актерской игре, ярко передать чувства и мысли автора, заставить зрителя сопереживать им, а под конец добиться максимального переживания и очищения – катарсиса.

       

Театр существовал во все времена и во всех уголках земли, но лишь в 1961 году был провозглашен Международный день театра – 27 марта, сплотивший представителей  театральной общественности всего земного шара. Указом Президента Российской Федерации 2019 год  объявлен Годом театра в России. В рамках этого события в отделе редких и ценных книг открылась выставка «История театрального искусства в редких книгах».

 

     Экспозиция представляет панораму изданий по истории мирового театра, раскрывает его творческие грани, заглядывает под актерские маски, вводит в тайны закулисной жизни.

  

Среди многообразия интереснейших и иллюстрированных книг, большой интерес вызывают издания, посвященные истории театрального искусства, такие как, «История русского театра» Б. В. Варнеке (Казань, 1908), «Театр: лекции Карла Боринскаго» (С.-П., 1902) и «Русский театр. От истоков до середины XVIII в.» Всеволодского-Гернгросс В. Н. (М., 1957).

 

Творческое наследие известного русского драматурга, режиссера, театрального критика Николая Евреинова очень велико. В отделе хранятся несколько его творческих работ, две из них представлены в экспозиции: «Pro scena sua: Режиссура. Лицедеи. Последние проблемы театра» (б.г.) и «Театр для себя» (б.г.). Они являются уникальными и универсальными произведениями, сочетающими в себе теорию и историю мирового театра, философию и психологию, искусствоведение и критику. Автор использует широчайший научный и фактический материал, проводит целое теоретическое исследование, формулирует понятие «театрализация жизни».

 

Особо можно выделить романтическую оперу Алексея Николаевича Верстовского «Аскольдова могила». Эта опера по праву считается одним из крупнейших произведений русской музыки доглинкинской поры. Опера впервые была поставлена в Москве, на сцене Большого театра, в сентябре 1835 года, затем в Петербурге – 27 августа 1841 года со знаменитым басом того времени Осипом Петровым в роли Неизвестного. Позже в этой роли выступал Федор Шаляпин. К сожалению, в настоящее время опера исполняется редко. Что интересно, эта опера была издана русской нотоиздательской фирмой «А. Гутхель», которая была основана А. Б. Гутхейлем в 1859 году в Москве. И до 1917 года была одним из крупнейших музыкальных издательств России. Семья А. Б. Гутхейля переехала в Россию из Фанкфурта-на-Майне в 1853 году, а в 1859 году он основал музыкально-издательскую фирму. Музыкальное издательство не имело собственной нотопечатни, поэтому его деятельность осуществлялась совместно с нотоиздательской фирмой М. И. Бернарда, а также с гравёром нотных досок и нотопечатником С. П.  Кондратьевым.

 

 

Кроме того,  вы сможете увидеть на выставке редкие издания, посвященные отечественным и зарубежным театральным деятелям, актерам прошлых лет: актеру-крестьянину Михаилу Семеновичу Щепкину, известному режиссеру Всеволоду Мейерхольду, известной российской актрисе Вере Федоровне Комиссаржевской, актрисе с мировым именем Саре Бернар и другим.

 

 

Хочется обратить внимание  на книгу  Н. Вознесенского «Анатэма. Разбор трагедии Л. Андреева с положительно-христианской точки зрения» (Благовещенск, 1910). Леонид Николаевич Андреев (1871–1919) выдающийся писатель, один из видных представителей Серебряного века русской литературы. Его книги – яркие, шокирующие, образные – переведены на десятки языков. 

 

B пьece «Бoг, чeлoвeк и дьявoл» бoг и дьявoл дoлжны были пoмeнятьcя мecтaми. «Aнaтэмa» — тpaнcфopмиpoвaннoe вoплoщeниe зaдyмaннoгo. B пьece coздaн двoящийcя oбpaз дьявoлa. Oн нaдeлeн гopдoй нaдмeннocтью, бecпoкoйным yмoм, жeлaющим пoзнaть зaгaдки бытия, и coзнaниeм cвoeгo бeccилия; жaлocтью к чeлoвeкy и пpeзpeниeм к нeмy. Aнaтэмa жaждeт вoцapeния coциaльнoй cпpaвeдливocти и oтpицaeт вoзмoжнocть ee. «Bcё в миpe xoчeт дoбpa — и нe знaeт, гдe нaйти eгo, вcё в миpe xoчeт жизни — и вcтpeчaeт тoлькo cмepть». Aнaтэмa тo пoлзaeт нa бpюxe пepeд нeвeдoмoй выcшeй cилoй, тo бpocaeт eй вызoв.

 

Пьeca вызвaлa бypнyю пoлeмикy. Пpимeчaтeльны ee пocтaнoвки в Mocкoвcкoм Xyдoжecтвeннoм и Hoвoм дpaмaтичecкoм тeaтpax: кaждый из ниx пpoчeл «Aнaтэмy» пo-cвoeмy. Mocкoвcкий Xyдoжecтвeнный тeaтp oбpaтил ocнoвнoe внимaниe нa coциaльныe мoтивы пьecы, нa изoбpaжeниe cтpaдaний людeй: «Bcя пьeca есть вoпль к нeбy вcex гoлoдныx, нecчacтныx, имeннo гoлoдныx. Жaждyт чyдa, cпaceния, a вce чyдo в oднoм cлoвe „cпpaвeдливocть“».

 

 

Свое прочтение произведения Л. Андреева показал режиссер Государственного Русского драматического театра им. Н. А. Бестужева Сергей Левицкий постановкой спектакля в 2-х действиях «Анатэма. Посвящение кино». Премьера спектакля состоялась в ноябре 2015 г. и ставится до сих пор на сцене театра. Чем же привлекает эта трагедия до сих пор театральных режиссеров?

 

Ждем вас, уважаемые поклонники театрального мастерства и всех желающих, в  отделе редких и ценных книг Национальной библиотеки РБ. Выставка открыта для посещения каждый день с 9.00 до 18.00 ч., кроме пт и вс.

 

Лаптева М. Д.,

гл. библиотекарь отдела редких и ценных книг






Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика