Виртуальная выставка к 135-летию писателя-фантаста А.Р. Беляева


Виртуальная выставка к 135-летию писателя-фантаста А.Р. Беляева

«Нет преград для мечты» — к 135-летию со дня рождения русского и советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева (1884-1942), одного из основоположников советской научно-фантастической литературы, первого из советских писателей.

 

«Из всех фантастов Александр Беляев – самый парящий фантаст»

Сергей Лукьяненко

 

 

Беляев Александр Романович (1884— 1942) — родился 16 марта 1884 г. в Смоленске в семье священника. С раннего детства Беляев жил в мире, созданном его воображением. Мальчик жаждал приключений, тайн и подвигов. Отец отдал его учиться в духовную семинарию, однако сын пошёл собственным путём. После окончания семинарии он поступил в юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в Московской консерватории по классу скрипки, занимался журналистикой. По возвращении в Смоленск работал присяжным поверенным, был музыкальным критиком и театральным рецензентом в газете «Смоленский вестник» (через несколько лет стал её главным редактором).В 1913 г. Беляев отправился в поездку по Европе. Это путешествие дало массу впечатлений, которые позже отразились в книгах: он летал на гидроплане, забирался в горы, спускался в кратеры потухших вулканов, исследовал жизнь городской бедноты. Два года спустя случилось несчастье: тяжёлая болезнь — костный туберкулёз позвоночника — на долгое время приковала Беляева к постели. Лишённый возможности передвигаться, он погрузился в чтение: изучал книги по медицине, биологии, истории, технике, следил за новейшими достижениями науки. Встав на ноги, ещё долгое время вынужден был носить специальный корсет, преодолевая сильную боль.

Умер 6 января 1942 г. в городе Пушкине под Ленинградом.

 

 

Творчество

 

За шестнадцать лет творчества были написаны семнадцать романов и десятки повестей и рассказов, что делает Беляева самым плодотворным советским писателем, пишущим в жанре научной фантастики первой половине XX века.  Его миллионным тиражам завидовал сам Герберт Уэллс. С 1923 г. Беляев жил в Москве. Его литературная деятельность началась в 1925 г., когда журнал «Всемирный следопыт» опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля». Беляев рассказывал о человеке, чья голова реанимирована  после его смерти, но продолжает жить. Читатели не могли предположить, что автор описал свои собственные ощущения, ощущения человека без тела. Фантастика становится делом жизни Беляева. Его религией. Для Беляева место религии заняла вера в святую науку, вера в научный прогресс. И это стало истинной верой, которой он служил. Беляев был сыном своего времени, он старался видеть только хорошее, в том, что происходит.

 

В его прозе захватывающие фантастические сюжеты сочетаются с точными знаниями и проницательными гипотезами. Главной героиней большинства произведений стала наука с сенсационными открытиями, которые могут служить во благо человечества или использоваться ему во вред, ради корыстных целей.

 

1928 год. Журнал «Вокруг света» публикует «Человека-амфибию». Больше нигде Беляев не касался в своих произведениях так тонко и нежно о взаимоотношениях мужчины и женщины, как в романе «Человек-амфибия»  Мотивы добра, справедливости, гуманизма, ответственности учёного пронизывают романы и повести Беляева («Человек-амфибия», 1928 г.; «Продавец воздуха», «Властелин мира», оба 1929 г.; «Ариэль», «Человек, нашедший своё лицо», оба 1941 г., и др.). Рисуя картины будущего, Беляев делал прогнозы, казавшиеся в те годы несбыточными: описывал пересадку человеческих органов, использование энергии ветра, добывание воды в пустыне, искусственные дожди, планеризм, цельнометаллические дирижабли, рассуждал о внутриатомной энергии. В 30-х гг., когда к мысли о покорении космического пространства многие относились скептически, Беляев на страницах своих романов уже летал на Луну, совершал межпланетные путешествия, запускал в космос ракеты и научные станции.К. Э. Циолковский, с которым Беляев начал переписываться, горячо поддерживал писателя и с увлечением читал его космические произведения («Прыжок в ничто», 1933 г.; «Воздушный корабль», 1934—1935 гг.). Беляев использовал разные жанры — от волшебной сказки до романа-памфлета. Он признан одним из основоположников современной российской научной фантастики.

 

Сергей Лукьяненко, российский фантаст:

«В творчестве Беляева было два направления. У него были книги, посвященные возможным техническим открытиям — о полетах, в космос, о телевидении, о покорении глубин. Но были и другие, более оторванные от реальности, более фантастичные. К этой категории относятся „Человек-амфибия“, „Ариэль“, „Продавец воздуха“, а отчасти и „Голова профессора Доуэля“. И как раз эти произведения оказались гораздо более литературными и пережили испытание временем. В них Беляев пытался представить себе, как поведут себя люди в необычных обстоятельствах. Он был поклонником науки и верил в ее возможности, но в то же время понимал и ее опасность, задумываясь о том, что может произойти, если результаты открытий попадут не в те руки».

 

Но творчество Александра Беляева куда шире и многограннее: помимо фантастики, это реалистическая проза, детективные и историко-приключенческие рассказы, очерки и литературная критика, наконец… Почему же вышла такая оказия с автором, который никогда не был под запретом, чьи рукописи не запирались в спецхраны?

 

Всё дело в том, что многие повести и рассказы Александра Беляева разбросаны по периодическим изданиям, включая городские и районные газеты. Кроме того, библиографические изыскания весьма затрудняет большое количество псевдонимов, которыми пользовался писатель: Арбель, Б.А., А. Ромс, Ром, «Немо», А. Романович — это только некоторые из них. А сколько ещё нераскрытых? Молодой юрист и журналист Александр Беляев сотрудничал с московским детским журналом «Проталинка», где в седьмом номере за 1914 год было опубликовано его первое литературное произведение — сказочная пьеса «Бабушка Мойра», с тех пор так ни разу нигде и не переиздававшаяся.

Ещё меньше отношения к фантастике имеют рассказы «Солнечные лошади» (1931) о добывании воды в пустыне, «Чёртово болото» (1931) — о торфоразработках, фрагмент из незаконченного романа «Пики» (1933) о формировании Единой Высоковольтной Сети страны. «Под небом Арктики» (1938–1939), который также остался лишь в журнальном варианте. В 1937–1938 годах в газете «Ленинские искры» публикуется с продолжением небольшой роман Беляева «Небесный гость» — одно из лучших советских научно-фантастических произведений тех лет. Роман получился во многом новаторский и провидческий: его герои, группа учёных, совершают одно из первых в отечественной фантастике путешествий на планету другой звезды. Впервые в истории мировой фантастики была задействована идея использовать сближение двух звёзд для перелёта между ними (эту идею позже разрабатывали такие фантасты, как Иван Ефремов и Генрих Альтов). Идеи из этой книги получили воплощение в научных проектах и реальной жизни: использование атомной энергии и приливных сил для межпланетного перелёта, применение парашюта для аэродинамического торможения при спуске в атмосфере другой планеты (на практике осуществлено станциями «Венера» и «Марс»)… Но не только научными находками привлекателен роман. Немаловажно и то, что написан он живо, увлекательно, с юмором… Несмотря на это, он на долгие годы был напрочь забыт — лишь спустя полвека его переиздали в пермском сборнике «Звезда КЭЦ» (1987).

 

Немногим больше повезло раннему роману Беляева «Борьба в эфире» (1928), который был переиздан в сборниках «Последний человек из Атлантиды» (1986) и «Борьба в эфире» (1991). На страницах малоизвестной советской периодики затерялись многие действительно интересные, оригинальные рассказы Беляева, не входившие ни в собрания сочинений, ни в авторские сборники.

Есть у Беляева и «чистый» детектив, написанный с редким изяществом и психологической достоверностью — рассказ «Страх» (1926) Беляеву принадлежит «изобретение» целого направления в детективной литературе, а именно — поджанра «фантастический детектив».

Самыми благодарными читателями Беляева всегда были подростки. И сам он немало писал для детей. В 1930-е он активно сотрудничал с детскими журналами «Ёж» и «Чиж», где были опубликованы его новеллы-загадки «Необычные происшествия» (1933), в занимательной форме рассказывающие, к примеру, что будет, если исчезнет сила тяжести; «Рассказы о дедушке Дурове» (1933), фантазия «Встреча Нового года» (1933)… Александр Романович вообще был очень дружен с детьми. В 1939-м он выступил с проектом создания в Пушкине под Ленинградом «Парка чудес» — фактически прообраза «Диснейленда». Проект Беляева был горячо поддержан многими деятелями культуры и науки, но его воплощению помешали война и… бюрократия. Десятки книг, сотни журнальных и газетных публикаций разных авторов канули в Лету, затерялись среди архивных полок. И только летописи кропотливых библиографов хранят о них память: они когда-то были, их когда-то читали. Может, когда-нибудь мы сможем поставить на книжные полки действительно самое полное собрание сочинений Александра Романовича Беляева. Может быть…

 






Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика