Король драматургии и сонета. Книжная выставка на абонементе художественной литературы


Король драматургии и сонета. Книжная выставка на абонементе художественной литературы

«Весь мир– театр. В нем женщины, мужчины – все актеры.

 У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль…»

(Уильям Шекспир 

Монолог Жака из комедии «Как вам это понравится». )

 

С 23 по 30 апреля Абонемент художественной литературы предлагает познакомиться с книжной выставкой «Король драматургии и сонета» — к 455-летию со дня рождения английского поэта и лучшего драматурга мира Уильяма Шекспира (1564-1616)

 

Уильям Шекспир… самый загадочный из гениев мировой литературы. Английский поэт и драматург, чья биография служила и продолжает служить поводом для бесконечных версий, догадок и гипотез. Был ли человек по имени Шекспир, чью биографию мы знаем, тем самым великим поэтом и драматургом или это кто-то другой – не важно. Главное, что под этим именем СУЩЕСТВУЮТ произведения, созданные гениальным творцом. И будут существовать ровно столько, сколько будет существовать человечество.

 


 

«Какою ты стихией порожден?
Все по одной отбрасывают тени,
А за тобою вьется миллион
Твоих теней, подобий, отражений.
Вообразим Адониса портрет, —
С тобой он схож, как слепок твой дешевый.
Елене в древности дивился свет.
Ты — древнего искусства образ новый.
Невинная весна и зрелый год
Хранят твой облик, внутренний и внешний:
Как время жатвы, полон ты щедрот,
А видом день напоминаешь вешний.
Все, что прекрасно, мы зовем твоим.
Но с чем же сердце верное сравним?»

(Уильям Шекспир. Сонет 53. Перевод С. Маршака)

 


 

Биография

 

Все хоть в какой-то мере надёжные знания о Шекспире сводятся к тому, что он родился в маленьком английском городке Стратфорде-на-Эйвоне. Примерно в 1587 г. Шекспир переселился в Лондон, где начал выступать как актёр, писал поэмы, стихи и пьесы. В 1612 г. Шекспир покидает Лондон и возвращается жить в родной Стратфорд до последнего своего дня.

 

Творчество Шекспира принято делить на три периода:

 

Первый, так называемый оптимистический (1591—1601 гг.), ознаменован появлением произведений, которые пронизаны верой в победу добра над злом, торжеством человечности, ума и справедливости. Наиболее известные среди них — исторические хроники «Ричард III», «Генрих IV», а также искромётные комедии «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь». В этот период Шекспиром были написаны и его первые трагедии: «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь».

 

Второй период (1601—1608 гг.) исследователи называют трагическим. Именно в это время в его произведениях звучит настроение глубокого разочарования в идее гуманистической идеализации человека, проповедуемой в эпоху Возрождения. «Чем больше Шекспир познавал жизнь, тем очевиднее становилось ему, что человек далёк от совершенства. Для него мерилом служили не мелкие и не рядовые люди. Ничтожества всегда встречались среди людей. Взор Шекспира обращался на людей по настоящему значительных — умных, энергичных, волевых, выделяющихся различными способностями и доблестями. И вот среди этих поистине больших людей, к тому же вознесённых на самые вершины власти и могущества, он обнаруживал несовершенства даже более значительные и подчас страшные, чем у людей рядовых», — писал известнейший шекспировед А. А. Аникст. Этот критический взгляд на мир наиболее ярко отображён в трагедиях «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра».

 

Яркая черта третьего, так называемого романтического периода (1608—1613 гг.), — появление произведений, в которых сочетаются черты двух драматических жанров — трагедии и комедии. С одной стороны, они пронизаны драматизмом, с другой — для них характерны счастливые фина­лы. Такими, например, являются трагикомедии «Перикл», «Зимняя сказка», «Буря».

 

 

Сонеты

 

В богатом наследии, оставшемся нам от Шекспира, сонеты занимают особое место и принадлежат к замечательным образцам лирической поэзии эпохи Возрождения. Всего Шекспиром создано 154 сонета. Большинство произведений раскрывают тему любви, но многие из них посвящены дружбе, философским размышлениям, а иногда в них отражаются вопросы художественного творчества. Они не создавались автором для публикации, а были предназначены лишь для определенных лиц из ближайшего окружения поэта. Лучшими переводами сонетов Шекспира являются переводы С. Я. Маршака, которые он сделал в 1940-е годы и за которые получил Государственную премию. Маршак сумел достичь цельности впечатления, производимого каждым сонетом, и при этом сохранить шекспировский стиль. Поэт воспроизвел упругость и энергию шекспировских стихов, показал их отточенность и афористичность. По сути, Маршак дал этим произведениям новую жизнь и надолго. Читатель вправе знать, к какой мере поэтический перевод подводит к постижению подлинника. Не будь у нас перевода С. Маршака, сонетами Шекспира интересовались бы только специалисты, изучающие литературу. С. Маршак сделал сонеты  Шекспира частью русской поэзии. Сонеты Шекспира вошли в сокровищницу мировых шедевров поэзии всех времен и народов.

 

Всего перу Шекспира принадлежит 37 пьес, 154 сонета и 2 поэмы. Большинство из этих произведений и ныне поражает читателей силой поэтического слова, глубиной философской мысли, яркостью художественных образов:

 

«Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки…
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,—
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта… А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.»

 

 

Приглашаем Вас посетить Абонемент художественной литературы  отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия.

Добро пожаловать!






Яндекс.Метрика