Книжная выставка «Без срока давности»: писатели-фронтовики о войне


Книжная выставка «Без срока давности»: писатели-фронтовики о войне

На Абонементе художественной литературы с 08 по 31 мая открывается  книжная выставка «Без срока давности» — к 95-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева (1924-2001) и Бориса Львовича Васильева (1924-2013)

 

«Я только раз видала рукопашный,
Раз — наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.»

Юлия Друнина

 

Писатели-юбиляры о Великой Отечественной войне

 

74 года отделяют нас от начала Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата – героя и освободителя. 1924 год стал годом рождения известных всей стране фронтовиков — прозаиков, поэтов. Это Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Борис Васильев, Василь Быков, Булат Окуджава,Юлия Друнина. «Поколение 24-го» — это те, кому к началу Великой Отечественной войны едва исполнилось семнадцать.

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.

Май 2019 года является юбилейным для Виктора Астафьева и Бориса Васильева. Им обоим исполнилось бы 95 лет.

 


 

Виктор Петрович Астафьев (1.05.1924 – 29.11.2001)

 

Советский и российский писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат двух Государственных премий СССР и трёх Государственных премий России. Член Союза писателей СССР, сибиряк, детдомовец. В 1942 году добровольцем ушел на фронт. Астафьев воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу. Был шофёром, артиллеристом, разведчиком, связистом (не штабным телефонистом, а солдатом, готовым в любой момент броситься под пули, чтобы восстановить повреждённую линию). В наградном листе на медаль «За отвагу» описан один из подвигов писателя-фронтовика: «В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП (наблюдательным пунктом, — ред.). При выполнении задачи от близкого разрыва бомбы был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём».

На войне Виктор Астафьев потерял глаз, был контужен, получил несколько тяжёлых ранений, за что пришлось расплачиваться всю жизнь. В 1945 году демобилизовался. После Победы по состоянию здоровья он так и не смог вернуться к профессии, подрабатывал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, вахтёром. После продолжительной болезни писатель-фронтовик скончался в родной деревне Овсянки в возрасте 77 лет.

 

Книжная выставка

 

В 1953 году вышла первая книга рассказов Виктора Астафьева «До будущей весны». Как писатель, начинал с деревенской прозы, с темы нравственности : «Жизнь прожить», Последний поклон», «Царь-рыба» (премия 1978 г.).

 

Астафьев, В. П. Царь-рыба : повествование в рассказах / В. П. Астафьев. — Минск : Народная асвета, 1987. — 367, [1] с.

 

Автор показал себя знатоком сельской действительности, человеческих душ и сложности взаимоотношений, выступив в несвойственном амплуа писателя-деревенщика. Главная тема произведения — взаимоотношения человека, природы и общества, а отношение героев к природе показывает несовершенства и даже пороки или достоинства человека. Эта книга, подвергавшаяся жестокой цензуре и злой критике, принесла автору всенародное признание и остается по сей день одной из любимых для ценителей русской литературы.

Повести / В. Астафьев, Е. Носов, А. Шевченко ; художник : Ю. К. Бажанов. – Москва : Советская Россия, 1986. – 400 с.

 

В 1971 году неожиданно для всех впервые в творчестве Астафьева появляется тема войны в повести «Пастух и пастушка», вошедшая в представленный сборник повестей о войне. В повести прозвучала щемящая – лирическая тема любви на войне. Подсознательно, стараясь уйти от страшных воспоминаний о пережитом, писатель не брался за военную тему, но надуманность и фальшь большинства произведений о войне, которые писали люди не воевавшие, возмущали его. И Астафьев, чувствуя вину перед теми, кто не дожил, не долюбил, стал писать о войне. Сам писатель говорил, что берется за эту тему, «когда ему становится невыносимо больно от воспоминаний, которые не покидают, да и никогда не покинут тех, кто прошел войну. Снова и снова перед ним встают те, кто пал на поле боя…».  Герой повести «Пастух и пастушка» — двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей, слышал, как трещали кости пехотинцев, утюженные гусеницами танков,— одним словом, воевал. А умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви. Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, заговорило стихами и… не смогло находиться среди крови, насилия и смерти…

Астафьев, В. П. Прокляты и убиты : [роман] / В. П. Астафьев. — Москва : Эксмо,  2009. — 830, [1] с. ; 21 см. — (Библиотека всемирной литературы)

В книге описана война глазами простого солдата с передовой, без всякого патриотизма и без геройства.  Война не отпустила Астафьева. Можно открыть «Проклятых и убитых» на любой странице и опять провалиться в эту тьму и в это высокое величие. И герои встанут, чтобы обнять своего фронтового товарища и разделить с ним так тяжело добытый ими покой, поблагодарить его за святое мужество рассказать о них так страшно и так благодарно, как рассказал он. Он отомстил за все их обиды, сказал за них всем подлецам праведные слова ненависти, даже рискуя при этом оказаться плохим художником (потому что зло жизни и дурных людей светлым сердцем писать не умел). Он отстоял их честь перед историей и памятью, не изменив солдатской прямоте. Он всех их оплакал и вернул дар слёз и нашим давно высохшим на сухом ветру времени глазам.

 

Военная проза Виктора Астафьева — тяжелая, жесткая, действительно, «окопная»… Виктор Астафьев, как и многие писатели-фронтовики Великой Отечественной войны, в своем творчестве показал войну как великую трагедию, увиденную глазами простого солдата – человека, являющегося основой всей армии; именно ему наказания достаются в изобилии, а награды обходят его стороной.

 

«….О войне писать трудно… – говорил Виктор Астафьев —  Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье и сон… Трудно писать о войне, хотя во мне „моя война“ идёт и идёт своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое» (источник — Аргументы и факты).

 

 


 

Борис Львович Васильев (21.05.1924 – 11.03.2013)

 

Почти всем мальчишкам и девчонкам 20-х годов не удалось спастись в страшное военное время. Выжило всего лишь 3%, среди которых чудом оказался Борис Васильев. Он мог погибнуть в 34-м году от тифа, в 41-м в окружении, в 43-м — от минной растяжки….

 

 

 

 

«Мы стали солдатами… Говорю „мы“ не потому, что хочу урвать кроху вашей воинской славы, знакомые и незнакомые ровесники мои. Вы спасали меня, когда я метался в Смоленском и Ярцевском окружениях летом сорок первого, воевали за меня, когда я скитался по полковым школам, маршевым ротам и формировкам, дали мне возможность учиться в бронетанковой академии, когда ещё не был освобождён Смоленск… Война… во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И ещё — особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня». (источник — Аргументы и факты)

 

Когда началась война, Борису Васильеву едва исполнилось 17 лет, но это не отменило его взрослого решения отправиться на фронт. Юноша записался добровольцем в состав истребительного комсомольского батальона и уже 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Впереди были кавалерийская и пулемётная полковые школы, служба в воздушно-десантном полку, учёба в Военной академии и не одно свидание со смертью: в 1941 дважды оказывался в окружении, а в 1943 попал на минную растяжку. Лишь в 1954 году Васильев уволился из армии с единственной целью: посвятить свою жизнь литературе. Но писательская судьба ветерана войны поначалу складывалась неудачно. Он написал пьесу «Танкисты», в которой рассказал о сложных взаимоотношениях между теми, кто победил фашизм, и молодыми лейтенантами, пришедшими в армию после Победы. Но текст и спектакль по нему запретили. На какое-то время Васильев разуверился в себе и даже перестал писать прозу. Однако всё изменилось в 1969 году, когда журнал «Юность» опубликовал его повесть о женщинах на войне «А зори здесь тихие…». И это было только начало, тему войны и судьбы поколения, для которого она стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях и рассказах «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Великолепная шестёрка», «Вы чьё, старичьё?». «В списках не значился», «Аты-баты шли солдаты», которые были экранизированы в советское время. Но именно повесть о девушках-зенитчицах принесла писателю мировую известность и любовь читателей.

 

Книжная выставка

 

Васильев, Б. Л. А зори здесь тихие … : [ повесть] / Б. Л. Васильев. – Москва : Эксмо, 2015. – 224 с. – (День победы. Классика военной литературы)

Борис Васильев рассказывал, что повесть основана на реальном эпизоде, когда во время войны семеро солдат, после ранения служившие на одной из узловых станций железной дороги Петрозаводск-Мурманск, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал».

Через трагичные судьбы пяти девушек Васильев естественно и просто рассказывает о судьбе целого народа, советской женщины, ее драме и подвиге. К слову, одну из героинь, Соню Гурвич, Васильев списал с горячо любимой супруги Зори. Повесть перевели на десятки языков, десятки раз инсценировали и трижды экранизировали, удостоили Государственной премии.

Васильев, Б. Л. В списках не значился : [повести] / Б. Л. Васильев. — Москва : Вече, 2010. — 317, [2] с. — (Победители)

«Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я — последняя ее капля», — эти слова героя повести «В списках не значился», опубликованной в 1974 году все в том же журнале «Юность», буквально врезались в память читателям — так писали рецензенты и критики.

Для своего нового произведения Васильев обратился к роковой ночи, отделившей мир от войны — ночи нападения немецкой армии на Брестскую крепость. Герой повести, 19-летний Николай Плужников прибывает в крепость 21 июня 1941 года — за несколько часов до начала войны. На рассвете начинается бой, который продлится девять месяцев. Коля Плужников мог уйти в любой момент, его бы не посчитали дезертиром, за бегство с поля боя не последовало бы военного трибунала — он не значился ни в одном из списков. «Я — русский солдат», — говорит герой, когда, наконец, выходит из своего подземелья и его спрашивают, кто он и к какой части приписан.

Прототипом героя стали неизвестные бойцы РККА, которые сражались в Брестской крепости. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат», — написал Борис Васильев в эпилоге повести. И добавил: «…не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли».

 

Васильев, Б. Л. Собрание сочинений : в 7 томах / Б. Л. Васильев. — Москва : Терра-Terra : Книжный клуб Книговек, 2016. — 21 см. — (Библиотека отечественной классики) (Библиотека «Огонек»).

Т. 2 : Завтра была война ; Рассказы. — 2016. — 395, [2] с.

«Завтра была война» одна из самых известных повестей о Великой Отечественной войне, впервые была опубликована в 1984 году, и снова в журнале «Юность». Васильев, сделав большой круг, возвращается к началу — своей писательской деятельности и событию, навсегда перевернувшему жизни миллионов. Точнее, к тому, что было до него. В центре сюжета – история «9 Б» класса, которая начинается в 1940 году и обрывается летом 1941 года. За этот год события в компании подростков, стоящих на пороге взрослой жизни, казалось бы, идут своим чередом — они впервые влюбляются, гуляют, учатся. Но их ждут серьезные испытания и трагедия — впервые они столкнутся с предательством и смертью. Все проходит, и на реплику одного из героев «Какой тяжелый год» ребята отвечают, что следующий точно будет счастливым.

«Следующим был тысяча девятьсот сорок первый», — словно обрубает надежду автор.

«От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Фотография поблекла, а поскольку фотограф старательно наводил на преподавателя, то края, смазанные еще при съемке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время», — писал Васильев.

 

В 1997 писатель был удостоен премии им. А.Д. Сахарова «За гражданское мужество».

Борис Васильев утверждал: «Война — это грязь и трупы. Ничего там героического нет. Поэтому я ничего героического о войне и не писал. Никогда».

Писатель-фронтовик скончался в Москве на 90-ом году жизни 11 марта 2013 года.

 

 


 

С каждым годом ветеранов той страшной и великой войны остается все меньше и меньше. Давайте будем помнить о том, что они пережили, о том, что они сделали для страны, для нас, и относиться к ним уважительно, бережно и с пониманием. Наверное, трудно поверить, но именно они брали стратегические высоты, уходили в рейды по вражеским тылам, теряли боевых друзей, близких, уничтожали немецкие танки, сбивали немецкие самолеты, топили вражеские подлодки, освобождали от фашистов города и села России, Украины, Молдавии, Белоруссии, Прибалтики, Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии, Чехии, Словакии, Югославии, Германии, Австрии. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла стране и народу. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

 






Яндекс.Метрика