Книжная выставка «Психолог души человеческой». Оноре де Бальзак


Книжная выставка «Психолог души человеческой». Оноре де Бальзак

«Если не верить в себя самого,

нельзя быть гением»

Оноре де Бальзак

 

На Абонементе художественной литературы с 20 по 31 мая открывается  книжная выставка «Психолог души человеческой» — к 220-летию со дня рождения французского писателя, одного из основоположников реализма в европейской литературе Оноре де Бальзака (1799-1850)

«Если выбирать между Фаустом и Прометеем, — говорил Бальзак, — я предпочитаю Прометея».  Оноре де Бальзак – одна из самых монументальных фигур всемирной литературы – совсем не абстрактно почитал Прометея. «Человеческая комедия» Бальзака – это великий человеческий эпос, созданный титаном. Однако, в отличие от Прометея, титаном он не родился – он им стал. 

 

БИОГРАФИЯ

 

Оноре Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Туре. К тому времени его отец, крестьянский сын Бернар-Франсуа Бальса, самоучка, обладающий неуемной энергией, природным умом и честолюбием, сделал свою головокружительную карьеру и сменил простонародную фамилию Бальса на более благородную – Бальзак. Франсуа Бальзак прочил сыну юридическое поприще. В 1814 году семья переехала в Париж, и Оноре поступил в Школу прав, вместе с тем посещая лекции по литературе в Сорбонне. Школу он окончил, но от юридической карьеры отказался и решил зарабатывать деньги литературным трудом.

 

 

 

 

 _____________________

Жорж Санд называла молодого Бальзака «дитя и властелин». В ее воспоминаниях он описан как «искренний до стыдливости, в бахвальстве доходящий до вранья, верящий в себя и доверчивый к другим, очень экспансивный, очень добрый и крайне безрассудный, циничный в целомудрии, пьянеющий от воды… трезвый и романтичный в равном избытке, доверчивый и скептический, полный противоречий и тайны… еще молодой, но уже необъяснимый…». 

 _____________________

 

В двадцать с небольшим лет неистово влюбился в сорокапятилетнюю Лору Берни (женщину, как теперь говорят, «бальзаковского возраста»). Будучи дамой остроумной и ироничной, к тому же матерью семерых детей, она не скрывала своего возраста и не воспринимала всерьёз молодого юношу. Однако уже совсем скоро стала его подругой и наперсницей во всех литературных и коммерческих начинаниях, расставшись с семьей. Надо сказать, до конца дней Бальзак сохранил о ней самые поэтические и благодарные воспоминания. Много лет спустя, в 1836 году, она неизлечимо заболела. Ей он посвятил роман «Лилия долины».

Бальзак имел свою теорию, по которой семейная жизнь отбирает творческую энергию. Дюма-сын передал слова, которые когда-то ему говорил 38-летний Бальзак: «Я точно высчитал, сколько мы утрачиваем за одну ночь любви. Слушай меня внимательно, юноша, — полтома. И нет на свете женщины, которой стоило бы отдавать ежегодно хотя бы два тома».

 

ТВОРЧЕСТВО

 

В семье Бальзаков все питали слабость к сочинительству, поэтому к решению старшего сына отнеслись с большими надеждами.

 

Свои первые литературные пробы Бальзак начал с трагедии «Кромвель» и

получил на нее такой отзыв от академика и писателя Андрие:

«Автору надлежит заниматься чем угодно, но только не литературой».

«Трагедия — не моя стихия», — ответил Оноре, снова взявшись за перо.

 

Около 10 лет Оноре пытался нащупать «золотоносные темы», написал несколько посредственных романов в соавторстве с другими литераторами, публиковался под псевдонимами. Ни славы, ни денег первые опыты ему не принесли. И лишь в 1829 г. роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году» (позднее – «Шуаны»), впервые подписанный собственным именем, заставил заговорить о нем как о писателе. Вышедшая вслед за этим «Физиология брака» – серия зарисовок из частной жизни – сделала его известным, и только «Шагреневая кожа» подарила ему вожделенную славу.

 

 

Далее – с неподдающейся осознанию стремительностью – были созданы все его знаменитые произведения: «Гобсек», «Полковник Шабер», «Евгения Гранде», «Прославленный Годиссар», «Отец Горио», «Поиски абсолюта», «Прощенный Мельмот», «Обедня безбожника», «Дело об опеке», «Музей древностей», «Блеск и нищета куртизанок» и другие. К этому следует добавить и 100 блестящих «Озорных рассказов» в Декамероновой манере, и бесконечное множество статей, эссе и других работ.

 


В 1841 году Бальзак все написанное и задуманное обобщил названием «Человеческая комедия», разделив романы, повести, новеллы по циклам:

«Этюды о нравах». Сцены: из частной, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской жизни.

«Философские этюды»

«Аналитические этюды».

Он задался целью создать колоссальный памятник истории нравов своего века – написать 143 романа, но успел закончить 95.


 

18 августа 1850 года оборвала жизнь писателя. Трудно поверить в то, что, написав первый серьезный роман в 30 лет, за следующие неполных двадцать создал всё остальное.

 

 

 «То, что называлось Оноре де Бальзак… — писал Ян Парандовский, — было заполнено огромной толпой человеческих существ,

и каждого из них хватило бы на целую жизнь, заканчивающуюся славой или богатством, нуждой или тюрьмой…» 

 

 

В этой толпе были финансисты и антиквары, мистики и шарлатаны, полицейские и преступники, обольстительницы и благонравные девицы, маркизы и куртизанки, художники и поэты, национальные гвардейцы и ростовщики, скупцы и расточители, нищие и кардиналы… Весь этот пульсирующий, вулканический, многоголосый мир, все эти чувства, страсти, бьющие через край, втягивают в себя, как втягивает нас жизнь в свои вихревые потоки.

 

 

О том, как писал Оноре де Бальзак, ходят легенды

Кто же не слышал об одержимых ночах Бальзака: что он работал, стоя босиком на каменном полу, дабы не клонило в сон; что прожил он за счет пятидесяти тысяч чашек кофе и умер от этих пятидесяти тысяч чашек кофе. Дело, конечно, не в кофе, а в том, увы, что никому еще не удавалось безнаказанно работать день и ночь. Бальзак был мастером авантюрного романа, да и сама его жизнь похожа то на авантюрный, то на трагический роман.

Такой роман написан – «Прометей, или Жизнь Бальзака» Андре Моруа, который так сказал о своем герое:

«Бальзак был то святым, то каторжником, то честным, а то подкупленным судьей,

министром, светским щеголем, и всегда – гением». 

 


 

Смолоду навязчивой идеей Оноре была мечта разбогатеть. В своих книгах он ворочал огромными суммами, знал с бухгалтерской дотошностью состояния всех своих персонажей, а в жизни зажигался головокружительными финансовыми проектами, влезал в долги, пережил не одно крушение своих коммерческих надежд, а когда наконец понял, что его «золотая жила» – литература, уже находился в заложниках у кредиторов на всю оставшуюся жизнь. 

 

Кстати, именно Бальзак поднял вопрос о защите авторского права. В 1934 году он опубликовал открытое письмо «Французским писателям XIX века», в котором показал все изъяны законодательства, не способного защитить писателей от грабительских издательских условий, а также предложил создать Общество литераторов, став одним из первых его председателей. Оно существует во Франции до сих пор.

 


 

В молодые годы безвестный Бальзак держал на своем письменном столе статуэтку Бонапарта, к шпаге которого был прикреплен листок с надписью:

«То, чего он не довершил шпагой, я осуществлю пером.

Оноре де Бальзак».

 






Яндекс.Метрика