Книжная выставка «Королева французского романтизма», посвященная Жорж Санд (Авроры Дюпен)


Книжная выставка «Королева французского романтизма», посвященная Жорж Санд (Авроры Дюпен)

«Нельзя знать все, достаточно понимать»

(Жорж Санд)

С 1 по 20 июля на Абонементе художественной литературы  отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия открывается книжная выставка «Королева французского романтизма», посвященная 215-летию со дня рождения французской писательницы XIX века Жорж Санд (Авроры Дюпен) (1804-1876).

Великая французская писательница Жорж Санд – видная общественная деятельница, классик прозы XIX века, мастер увлекательных сюжетов, тонких интриг и сильных женских образов. Её романы, балансирующие на грани между романтизмом и реализмом, не просто вошли в золотой фонд литературы, но и были признаны одной из самых ярких страниц мировой женской прозы. После ее смерти В. Гюго сказал: «Я оплакиваю умершую и приветствую бессмертную… Жорж Санд останется гордостью нашего века и нашей страны».

 

БИОГРАФИЯ

Аврора Дюпен родилась в Париже. Отец, Морис Дюпен, принадлежал к знатному роду, ведущему происхождение от герцога Морица Саксонского. Мать была из крестьянской семьи, из-за чего аристократическая семья отца недолюбливала Аврору. Детство провела в Ногане (в Берри), среди деревенской обстановки. Училась в английском католическом институте-монастыре в Париже. После получения образования вернулась в Ноган.

В 18 лет вышла замуж за барона Дюдевана, родила двоих детей. В 1831 г., разойдясь с мужем после восьми лет супружеской жизни, Жорж Санд поселилась в Париже.  Чтобы избавиться от расходов на дорогостоящие женские наряды, Аврора стала носить мужской костюм, который был для нее удобен тем, что давал возможность ходить по городу в любую погоду. В длинном сером (модном в то время) пальто, круглой фетровой шляпе и крепких сапогах она бродила по улицам Парижа, счастливая своей свободой, которая вознаграждала ее за все лишения. Чтобы прокормить себя и детей, она занялась живописью по фарфору и довольно успешно продавала свои изящные работы, затем увлеклась литературным творчеством.

Аврора Дюдеван была сильной личностью, обладала лидерским, почти мужским характером. Любила ходить в мужской одежде и обладала низким голосом. Увлекалась стрельбой, фехтованием и ездой верхом. Тесно дружила с писателем Виктором Гюго. Также с ней дружили Мюссе, Проспер Мериме, отец и сын Дюма, Бальзак. Среди выдающихся женщин она дружила с Полиной Виардо, которая стала прототипом ее романа «Консуэло». Истории многочисленных увлечений Жорж Санд были не менее знамениты, чем ее литературные романы. В 40-е годы принимала участие в издании социально-утопических, левореспубликанских журналов и газет, поддерживала рабочих поэтов. Являлась представительницей романтической школы, сторонницей социалистических идей. Принимала участие в Февральской Революции 1848 г. Июнь того же года разбил утопические иллюзии Жорж Санд, и она прекратила общественную деятельность. Обаянию Жорж Санд покорялись многие ее поклонники и друзья. С 40-х годов XIX в. Жорж Санд была весьма популярна в России: ею восхищались В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Н.Г. Чернышевский. Конец жизни провела в своем имении в Ногане, преданная заботам о своих внуках — детях сына Мориса.

 

ТВОРЧЕСТВО

В поисках заработка в Париже Аврора Дюдеван пишет газетные статьи и заметки для хроники. Вскоре Аврора познакомилась с писателем Жюлем Сандо. Он был младше Авроры на семь лет. Вместе с ним Аврора написала свой первый роман «Роз и Бланш» — историю актрисы и монахини. В него вошли монастырские впечатления Авроры, путевые записки, откровенные признания некоторых знакомых  и несколько рассказов. Но это были лишь первые шаги на многотрудном пути литератора; большая жизнь во французской литературе была еще впереди и пройти ее она должна была без Сандо. Писательство становится для Авроры насущной потребностью. Находясь дома с детьми, она писала по ночам, задавала себе определенную норму и всегда ее выполняла. Победоносным вступлением во французскую литературу стал роман «Индиана», (1832) вышедший в свет под псевдонимом Жорж Санд . Затем «Лелия» (1833), «Жак» (1834). В основе каждого из них лежала какая-то конкретная история. Произведения Жорж Санд поражали своей открытостью и непритязательностью. Во второй период творчества Жорж Санд написала такие известные произведения, как «Социалистические рапсодии Спиридон» (1838), «Консуэло» (1842—1844), «Графиня Рудольштадт» (1843—1845), «Мельник из Анжибо» (1847). В это время она находится под явным влиянием современных философов и социалистов — М. Бурже и П. Леру.

Среди всех этих романов особенно выделяется роман «Консуэло». Он по праву считается одним из лучших произведений писательницы. История цыганки Консуэло служит поводом для глубокого разговора о ценностях жизни. Умело построенный сюжет, где красочные описания перемежаются неожиданными поворотами, держит читателя в напряжении до последних страниц романа. Продолжение истории Консуэло — роман «Графиня Рудольштадт». В нем Санд показала себя тонким психологом. В центре романа — история общества Невидимых, в котором легко увидеть черты реальных тайных организаций того времени.

Одним из самых значительных произведений Санд является и другой ее роман — «Орас». Он написан в форме воспоминаний Теофиля де Монта. Из них мы и узнаем о жизни главного героя — юноши Ораса, который проходит большой путь внутреннего развития. В этом романе Жорж Санд применяет новаторский прием: она не прямо описывает героя, а только передает отношение к нему разных лиц. Постепенно становится очевидным, что поступки героя неизменно противоречат его громогласным заявлениям, и Орас превращается из героя в ничтожную личность. Герцен так охарактеризовал Ораса: «Он увлекает своими фразами, чтобы предать при первой возможности». Несколько романов Санд посвятила и сельской жизни. Самые известные из них— «Море дьявола» (1846), «Франсуа де Шампи» (1847 — 1848) и «Маленькая Фадетта» (1849). Простые и искренние повествования об обычных людях нашли своего читателя.

В это время в жизни писательницы появился композитор и пианист Ф. Шопен. Их дружба отразилась на творчестве Жорж Санд, наполнила ее романы лирическим настроением. По выражению ее биографа А.Моруа, она понимала лучше, чем кто-либо, язык музыки. Вместе они были практически 8 лет. Сохранились и рисунки Авроры, а позже страсть к рисованию перенял от матери ее сын.

 

Последние годы жизни

Последние двадцать лет своей жизни Жорж Санд практически безвыездно жила в Ноане, лишь изредка приезжая в Париж на театральные премьеры. В эти же годы Жорж Санд написала свои лучшие произведения — «Прекрасные господа из Буа-Доре» (1858), «Маркиза Велемер» (1861), «Мадемуазель Квинтина» (1863), в которых нашли отражение впечатления той поры. В Ноане Аврора обрела личный покой и семейный уют,занимаясь воспитанием своих внучек — детях сына Мориса. Для своих внучек Санд написала несколько сказок, которые вошли в сборник «Сказки одной бабушки» (1873). Писательница продолжает творить, но теперь исчезает задор, борьба ослабевает. Теперь её герои, как и она сама, любят природу, уединение.

Жорж Санд прославила своими произведениями не только Францию, но и её пределы. Её считают гуманистическим автором, отмечая те идеи, которыми изобилует творчество писательницы: милосердие и сострадание. Жорж Санд написала за свою жизнь почти сто произведений. Правда, критики говорят, что в них не все равнозначно. Но ведь такое бывает у всех писателей, зато современники Санд отмечали, что из ее произведений исходит могущество формы и страсти. Может быть, поэтому романы Санд читают и любят до сих пор.

 На выставке представлены такие произведения автора, как «Лелия», «Чертово болото», «Исповедь молодой девушки», «Консуэло», « Графиня Рудольштадт», «Спиридон», «Снеговик», «Лукреция Флориани», «Зима с Шопеном», «Леоне Леони» и другие.






Яндекс.Метрика