Виртуальная выставка «Чудесный лекарь наших душ…»


Виртуальная выставка «Чудесный лекарь наших душ…»

 («Умнее жить за идею, чем умирать за нее». 

Л. Фейхтвангер «Семья Опперман»)

С 7 по 20 июля на Абонементе художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия открывается виртуальная выставка «Чудесный лекарь наших душ…», посвящённая 135-летию со дня рождения Лиона Фейхтвангера, одного из наиболее читаемых немецкоязычных авторов, работающего в жанре исторического романа.

Немецкий писатель и драматург Лион Фейхтвангер (1884—1958) – мастер прозы ХХ века, чей вклад в мировую литературу можно сравнить лишь с творческим наследием Генриха и Томаса Маннов и Стефана Цвейга. Писатель, перу которого в равной степени были подвластны семейная сага, социальная драма и публицистика. Однако венцом творчества Фейхтвангера стали поистине совершенные исторические романы.

БИОГРАФИЯ

Лион Фейхтвангер родился в Мюнхене, в семье богатого фабриканта. Он получил прекрасное образование в университете родного города, где изучал литературу и философию, а затем германскую филологию, философию и санскрит в Берлине. Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности. Под влиянием семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. Проходил во время Первой мировой войны службу в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба. В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию. Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, а 25 августа 1933 года был лишён немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано. В 1940 году, во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован во французский концентрационный лагерь в местечке Ле Милль. Воспоминания о своей лагерной жизни, полной всяческих унижений, невзгод, были отображены им в книге «Чёрт во Франции». Лагерникам, среди которых было много противников гитлеровского режима, грозила опасность попасть в руки нацистов, и тогда было решено перевести интернированных в другой лагерь, в Ним. Бежав оттуда и получив с большим трудом необходимые документы, Фейхтвангер вместе с женой перебрался в США с помощью американского священника Уайтстила Шарпа и его жены Марты. В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых разоблачались нацизм и его идеология.

В 1937 году по приглашению советского правительства он посещает СССР, после чего пишет книгу «Москва 1937». Последние годы писатель провел в Америке. За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953 году.

 

ТВОРЧЕСТВО

Свою литературную деятельность Фейхтвангер начал с драматургии. Помимо этого, он написал множество статей и рецензий, посвященных в основном театру и драматургии. В это же время он был увлечен творчеством немецких писателей-реалистов, таких как братья Генрих и Томас Манн. Это увлечение оказало сильное влияние на творчество Фейхтвангера.
В 1908 году молодой писатель основал литературный журнал «Шпигель». Фейхтвангер успешно занимался журналистикой и театром. Он проявлял большой интерес к иудейской истории, что впоследствии определило тематику ряда его произведений. Он писал главным образом исторические романы, в которых обращался к острым социологическим проблемам.
В своем творчестве, рассказывая о событиях далекого прошлого, он проводил параллели с современностью и размышлял о путях, перспективах и движущих силах человечества (так, например, в «Лже-Нероне» за маской жестокого и лживого римского диктатора явно угадывается образ Адольфа Гитлера). Благодаря этому приему Фейхтвангер стал создателем принципиально нового вида интеллектуального исторического романа, оказавшего значительное влияние на развитие жанра. После прихода к власти в Германии Национал-социалистической партии во главе с Гитлером, Фейхтвангер подвергся политическим преследованиям. В 1933 году его книги были изъяты из издательств, магазинов и библиотек. Писателю пришлось эмигрировать во Францию.

В 1936 году выходит его новый роман «Фальшивый Нерон», в котором под маской жестокого римского императора выведен образ современного фюрера. В это время писатель становится очень популярным в странах социализма. Среди самых известных работ прозаика такие шедевры, как «Гойя, или Тяжкий путь познания», «Еврей Зюсс», «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ», трилогии «Иосиф Флавий» и «Зал ожидания». Эти и другие произведения писателя вошли в золотой фонд немецкой литературы прошлого столетия.

 

Книжная выставка

Фейхтвангер, Л. Безобразная герцогиня ; Семья Опперман / Л. Фейхтвангер. – Москва : Правда, 1979. – 608 с.

Романы крупнейшего немецкого писателя Лиона Фейхтвангера принесли ему мировую известность. «Безобразная герцогиня» — первый исторический роман, о реально существовавшей Маргарите, графине Тирольской. Роман повествует о некрасивой, но умной и образованной женщине, непонятой и недооцененной своими современниками, и о её несчастной судьбе. Действие романа происходит в эпоху позднего Средневековья — XIV век. Юную Маргариту, которой на тот момент исполнилось всего двенадцать, обвенчали с десятилетним Иоганном Генрихом. Смирившись с участью некрасивой женщины, Маргарита всю себя посвятила своему герцогству, борясь за его процветание. Несмотря на все её усилия, у подданных Маргарита не пользовалась ни любовью, ни уважением. На протяжении всей жизни она ведёт неравную борьбу со своей современницей, графиней Агнессой, являющейся полной противоположностью Маргариты. Агнесса хороша собой, но не блещет умом. Особое наслаждение Агнессе доставляет разрушать всё, что дорого Маргарите.

Роман насыщен множеством трагических событий из жизни герцогини: развод с первым мужем, отлучение от церкви, эпидемия чумы, унёсшая жизни большей части населения, еврейские погромы, обвинения подданных, смерть двоих детей, предательство сына, интриги и политическая борьба, потеря владений. Ко всему добавляется слава самой безобразной женщины в истории.

«Семья Опперман» – роман, написанный по горячим следам событий, сразу же после прихода Гитлера к власти. Три брата, три семьи, три истории, которые невольно вплетают в рассказ и судьбы своего окружения. Мартин -убеждённый продолжатель семейного дела, Эдгар — талантливый врач и Густав — литератор-мечтатель-созерцатель. Семья евреев-интеллигентов в Германии 1933 года. Гитлер только что пришёл к власти, что незамедлительно отразилось на жизни страны. В этом романе нет огромного количества описания сцен жестокости, унижений, оскорблений по отношению к евреям, он не автобиографичен. Автор писал его спешно, основываясь на рассказах тех, кто служил в бесконечных гитлеровских министерствах не за идею; тех, кто побывал в концентрационных лагерях и смог оттуда вернуться; на впечатлениях родных, чьим близким удалось ощутить на себе «режим». Фейхтвангер в кратчайшие сроки собрал, скомпоновал и передал информацию в виде романа за пределы Германии и у него это получилось. Книга была написана за полгода, в том же 1933 году, переведена на огромное количество языков и получила широкое распространение.

 

Фейхтвангер, Л. Автобиографические заметки ; Еврей Зюсс ; Гойя, или тяжкий путь познания : перевод с немецкого / Л. Фейхтвангер. — Москва: НФ «Пушкинская библиотека»; АСТ, 2003. — 1048 с. — (Золотой фонд мировой классики).

В книге представлены наиболее известные произведения классика, в частности роман «Еврей Зюсс», раскрывающий высший свет 18 века со своими хитроумными дворцовыми интригами, беззаконием. Роман интересен не своей фактической составляющей, и не историей невероятного взлёта и падения еврея Зюсса. Интересно наблюдать за героями книги и задуматься в который раз о человеческой природе. Речь даже не о морали: в романе от силы наберется два-три персонажа, для которых это слово имеет хоть какое-то значение. Речь о другом. Насколько сильна в людях жажда власти, денег, что заставляет их забывать об элементарной осторожности, выключает напрочь базовый инстинкт самосохранения. Человек живёт в эпоху, где правители внезапно смертны, где преемник почти в обязательном порядке уничтожает фаворитов предшественника, да даже при том же монархе сегодняшний фавор может смениться завтрашней опалой; перед глазами сотни таких примеров — и все равно человек изо всех сил пытается забраться как можно выше, урвать как можно больше. Азартная игра, из которой невозможно выйти вовремя. На первый взгляд кажется, что еврей Зюсс — один из многих таких, наглый стяжатель и ростовщик. Его персонаж не вызывает симпатии, и все-таки он не совсем обычный корыстолюбец. Такое ощущение, что богатство и власть сами по себе не были его целью. Это были всего лишь инструменты, с помощью которых неуемный Зюсс мог взять от жизни все и — играть с ней. Серый кардинал, умный кукловод, который управлял, посмеиваясь, жалкими марионетками, формально наделёнными властью. Человек, который словно поставил себе целью быть бельмом на глазу у общества и раздражать всех и каждого. Еврей, не стесняющийся своего еврейства, не отказавшийся от него, а всячески выпячивающий его. Но даже и не это. Искусный азартный игрок, у которого на руках все козыри, который знает все последующие ходы противника и может с лёгкостью выйти победителем, однажды нарочно проигрывает, отдавая себе отчёт, что на кону — его жизнь. Что это? Заключительный оригинальный ход, игра в игре? Или усталость от неё, осознание, что все — никчемная суета, «кружение в пустоте», что в мире «глупо, мелко, скудно, безвкусно и убого в самой своей сути все, что на первый взгляд манит сочностью и силой».

Отдельные эмоции вызывает тема отношения к евреям, их правовая незащищённость, притеснения и всеобщая к ним ненависть. В этом смысле очень показателен процесс над Зюссом: формально его осудили не по закону, и приговор вынесли не мошеннику — а еврею.

 

Фейхтвангер, Л. Иудейская война : роман / Л. Фейхтвангер ; [перевод с немецкого : В. Станевич]. — Москва : АСТ : Астрель : Полиграфиздат, 2011. — 413, [1] с. — (Книга на все времена). — Пер. изд. : DER JUDISCHE KRIEG / Lion Feuchtwanger.

В романе прослеживается увлекательная и удивительная хроника одного из самых  сложных и неоднозначных периодов истории Римской империи – изначально обреченной на поражение отчаянной борьбы за независимость народов Иудеи, — войны, в которой мужеству повстанцев противостояла вся сила римского оружия.

 

Фейхтвангер, Л. Сыновья : роман / Л.Фейхтвангер ; [перевод с немецкого : В. Станевич]. — Москва : АСТ : Астрель, 2010. — 478, [1] с. — (Книга на все времена). — Пер. изд. : DIE SOHNE / Lion Feuchtwanger.

Роман «Сыновья» продолжает тему истории Римской империи. Герои, протвостояние всей мощи регулярной римской армии, ведут отчаянную борьбу за независимость Иудеи. Их отвага граничит с обреченностью. Но мужество их не знает равных…

 

 

Фейхтвангер, Л. Лже-Нерон : рассказы : [пер. с нем.] / Л. Фейхтвангер. — Москва : Правда, 1993. — 479 с.

В историческом романе «Лже-Нерон» Фейхтвангер сознательно модернизирует историю и под маской жестокого и лживого римского императора выводит образ Гитлера. Вымышленная история о самозванце в пародийных тонах изображает кровавый террор и неизбежный крах фашизма.

 

 

 

Фейхтвангер, Л. Братья Лаутензак : [роман] / Л. Фейхтвангер ; [перевод с немецкого : Р. Розенталь, В. Станевич]. — Москва : АСТ : Астрель, 2011. — 380, [1] с. — (Книга на все времена). — Пер. изд. : Die Bruder Lautensack / Lion Feuchtwanger.

Роман о судьбе личного ясновидящего Адольфа Гитлера, оказавшегося в эпицентре политических игр. Первая половина ХХ века. Фюрер приближает к себе людей, обладающих экстраординарными способностями, чтобы с их помощью принимать верные политические решения. Один из таких людей – Оскар Лаутензак. Он стремительно поднимается по лестнице успеха, его желания незамедлительно исполняются… Но он знает слишком много того, чего ему знать не следует.

 

 

Фейхтвангер, Л. Лисы в винограднике : [роман] / Л. Фейхтвангер ; [перевод с немецкого С. Апта и Б. Арона]. — Москва : АСТ, 2014. — 765, [2] с. — (Зарубежная классика). — Пер. изд. : DIE FUCHSE IM WEINBERG / Lion Feuchtwanger.

«Лисы в винограднике» – масштабное и удивительно цельное полотно, в котором эпоха предреволюционной Франции XVIII века и пылающей в пламени войны за независимость Америки прорисована до мельчайших, увлекательнейших деталей, а великие государственные деятели и политики, блистательные женщины и знаменитые философы и писатели предстают живыми, бесконечно интересными людьми.

 

 

Фейхтвангер, Л. Гойя, или Тяжкий путь познания : [роман] / Л. Фейхтвангер ; [перевод с немецкого Н. Касаткиной и И. Татариновой ; стихи в переводе Л. Гинзбурга]. — Москва : АСТ : Астрель, 2011. — 525, [1] с. — Пер. изд. : Goya oder der arge weg der Erkenntnis / Lion Feuchtwanger.

Франсиско Гойя – великий испанский художник и гравер, один из ярчайших представителей романтизма в изобразительном искусстве. Его жизни и творчеству посвящен роман Л. Фейхтвангера, в котором причудливо и изысканно переплетены история и вымысел, классическая проза и безупречная стилизация испанского романсеро. Роман не только повествует о неизвестных страницах судьбы Гойи, но и приоткрывает современному читателю тайны его души …

 

 

Фейхтвангер, Л. Испанская баллада : [повесть] / Л. Фейхтвангер ; [перевод с немецкого Н. Касаткиной, И. Татариновой]. — Ставрополь : Кавказский край, 1992. — 431 с.

«Испанская баллада» — поэтическая повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели. Это самое молодое, по определению Томаса Манна, произведение Лиона Фейхтвангера, хотя оно и было написано, когда автору было уже 70 лет.

 

 

Фейхтвангер, Л. Иеффай и его дочь : роман / Л. Фейхтвангер ; перевод с немецкого Льва Миримова. – Лениград : «Художественная литература, Ленинградское отделение, 1991. – 254, [2] с.

Этот роман, в основе которого лежит сюжет из Библии («Книга судей Израилиевых, XI-XII»), — самое мудрое и едва ли не самое сильное произведение известного писателя, достигающее высот шекспировских трагедий. Тема бога и тема ответственности человека, волнующие людей с незапамятных времен, — главные темы книги. «Иеффай и его дочь» — последний роман Лиона Фейхтвангера. Более чем через 30 лет после написания он впервые выходит в свет на русском языке.






Яндекс.Метрика