Виртуальная выставка «Виртуоз сатирического жанра» к 125-летию Михаила Зощенко


Виртуальная выставка «Виртуоз сатирического жанра» к 125-летию Михаила Зощенко

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое,

и лирика сопровождает его крайне оригинально.

Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого.

 М. Горький к Зощенко

 

С 9 августа по 31 августа на Абонементе художественной литературы будет действовать виртуальная выставка «Виртуоз сатирического жанра», посвященная 125-летию со дня рождения русского советского писателя, драматурга, сценариста и переводчика, классика русской литературы Михаила Михайловича Зощенко (1894-1958).

 

Творчество Михаила Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие “зощенковский герой”. Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль. Около четырех десятилетий посвятил Зощенко отечественной литературе.

 


 

Биография

Михаил Михайлович Зощенко родился в 1895 году. После окончания гимназии учился на юридическом факультете Петербургского университета. Не завершив учебы, ушел в 1915 году добровольцем в действующую армию, чтобы, как вспоминал он впоследствии, “с достоинством умереть за свою страну, за свою родину”. После Февральской революции демобилизованный по болезни командир батальона Зощенко (”Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Испортил сердце…”) служил комендантом Главного почтамта в Петрограде. В тревожные дни наступления Юденича на Петроград Зощенко – адъютант полка деревенской бедноты. Годы двух войн и революций (1914-1921) – период интенсивного духовного роста будущего писателя, становления его литературно-эстетических убеждений. Гражданское и нравственное формирование Зощенко как юмориста и сатирика, художника значительной общественной темы приходится на послеоктябрьский период.

 


 

Творчество

Писатель прошел сложный и трудный путь исканий. В его творчестве можно выделить три основных этапа.

Первый приходится на 20-е годы – период расцвета таланта писателя, оттачивавшего перо обличителя общественных пороков в таких популярных сатирических журналах той поры, как “Бегемот”, “Бузотер”, “Красный ворон”, “Ревизор”, “Чудак”, “Смехач”. В это время происходит становление и кристаллизация зощенковской новеллы и повести. В 30-е годы Зощенко работает преимущественно в области крупных прозаических и драматических жанров, ищет пути к “оптимистической сатире” (”Возвращенная молодость” – 1933, “История одной жизни” – 1934 и “Голубая книга” – 1935). Искусство Зощенко-новеллиста также претерпевает в эти годы значительные перемены (цикл детских рассказов и рассказов для детей о Ленине). Заключительный период приходится на военные и послевоенные годы.

На 20-е годы приходится расцвет основных жанровых разновидностей в творчестве писателя: сатирического рассказа, комической новеллы и сатирико-юмористической повести. Зощенко разрабатывал оригинальную форму собственного рассказа и уже в самом начале 20-х годов создает ряд произведений, получивших высокую оценку М. Горького. Опубликованные в 1922 году “Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова” привлекли всеобщее внимание. На фоне новеллистики тех лет резко выделилась фигура героя-сказчика, тертого, бывалого человека Назара Ильича Синебрюхова, прошедшего фронт и немало повидавшего на свете. Михаил Зощенко ищет и находит своеобразную интонацию, в которой сплавились воедино лирико-ироническое начало и интимно-доверительная нотка, устраняющая всякую преграду между рассказчиком и слушателем.

 


В “Рассказах Синебрюхова” многое говорит о большой культуре комического сказа, которой достиг писатель уже на ранней стадии своего творчества:

“Был у меня задушевный приятель. Ужасно образованный человек, прямо скажу – одаренный качествами. Ездил он по разным иностранным державам в чине камендинера, понимал он даже, может, по-французскому и виски иностранные пил, а был такой же, как и я – рядовой гвардеец пехотного полка”.


 

Порой повествование довольно искусно строится по типу известной нелепицы, начинающейся со слов “шел высокий человек низенького роста”. Такого рода нескладицы создают определенный комический эффект. Правда, пока он не имеет той отчетливой сатирической направленности, какую приобретет позже. В “Рассказах Синебрюхова” возникают такие надолго остававшиеся в памяти читателя специфически зощенковские обороты комической речи, как “будто вдруг атмосферой на меня пахнуло”, “оберут как липку и бросят за свои любезные, даром что свои родные родственники”, “подпоручик ничего себе, но сволочь”, “нарушает беспорядки” и т.п.

 

Впоследствии сходного типа стилистическая игра, но уже с несравненно более острым социальным смыслом, проявится в речах других героев – Семена Семеновича Курочкина и Гаврилыча, от имени которых велось повествование в ряде наиболее популярных комических новелл Зощенко первой половины 20-х годов. Произведения, созданные писателем в 20-е годы, были основаны на конкретных и весьма злободневных фактах, почерпнутых либо из непосредственных наблюдений, либо из многочисленных читательских писем. Тематика их пестра и разнообразна: беспорядки в транспорте и в общежитиях, гримасы нэпа и гримасы быта, плесень мещанства и обывательщины, спесивое помпадурство и стелющееся лакейство и многое, многое другое. Часто рассказ строится в форме непринужденной беседы с читателем, а порою, когда недостатки приобретали особенно вопиющий характер, в голосе автора звучали откровенно публицистические ноты.

 

 

В цикле сатирических новелл Михаил Зощенко зло высмеивал цинично-расчетливых или сентиментально-задумчивых добытчиков индивидуального счастья, интеллигентных подлецов и хамов, показывал в истинном свете пошлых и никчемных людей, готовых на пути к устроению личного благополучия растоптать все подлинно человеческое (”Матренища”, “Гримаса нэпа”, “Дама с цветами”, “Няня”, “Брак по расчету”). В сатирических рассказах Зощенко отсутствуют эффектные приемы заострения авторской мысли. Они, как правило, лишены и острокомедийной интриги. Зощенко выступал здесь обличителем духовной окуровщины, сатириком нравов. Он избрал объектом анализа мещанина-собственника – накопителя и стяжателя, который из прямого политического противника стал противником в сфере морали, рассадником пошлости. Круг действующих в сатирических произведениях Зощенко лиц предельно сужен, нет образа толпы, массы, зримо или незримо присутствующего в юмористических новеллах. Темп развития сюжета замедлен, персонажи лишены того динамизма, который отличает героев других произведений писателя. Принципиальное значение для характеристики вклада Михаила Зощенко в сатирико-юмористическую литературу имеют горьковские оценки. Максим Горький внимательно следил за развитием таланта художника, подсказывал темы некоторых произведений, неизменно поддерживал его поиски в новых жанрах и направлениях.

 


Произведения Зощенко имели большое значение не только для развития сатирико-юмористической литературы в 20-30-е годы. Его творчество стало значительным общественным явлением, моральный авторитет сатиры и ее роль в социально-нравственном воспитании благодаря Зощенко необычайно возросли. Михаил Зощенко сумел передать своеобразие” натуры человека переходного времени, необычайно ярко, то в грустно-ироническом, то в лирико-юмористическом освещения, показал, как совершается историческая ломка его характера. Прокладывая свою тропу, он показывал пример многим молодым писателям, пробующим свои силы в сложном и трудном искусстве обличения смехом.


 

На выставке представлены такие произведения писателя, как:

Зощенко, М. М. Нервные люди: рассказы / М. М. Зощенко. — Москва: АСТ; Астрель, 2011. — 352 с.

В эту книгу вошли рассказы М. Зощенко, который, по словам, Ю. Томашевского, и был верным последователем гоголевского направления в русской литературе.

Зощенко, М. М. Возвращенная молодость. Голубая книга. Перед восходом солнца / М. М. Зощенко. — Ленинград: Художественная литература, 1988. — 720 с.

Михаила Зощенко знают прежде всего как блестящего рассказчика, автора смешных и очень смешных рассказов. Но созданное писателем перекрывает устоявшийся образ весельчака и балагура. В эту книгу вошли «большие» повести Зощенко, раскрывающие его дарование с других сторон. «Возвращенная молодость» обращает в размышлениям о нравственном и физическом здоровье человека, о законах и превратностях истории рассказывают повести «Керенский» и «Возмездие».

Зощенко, М. М. Уважаемые граждане: пародии. Рассказы. Фельетоны. Сатирические заметки. Письма к писателю. Одноактные комедии / М. М. Зощенко. — Москва: Книжная палата, 1991. — 661, [1] с.

Название своей книги рассказов о мещанах и обывателях Зощенко дал явно иронически. Ну, какие же они уважаемые граждане – люди невежественные, грубые, скандальные, зацикленные на своих скудных интересах. А вот читать о них в зощенковской манере сказа, с его неподражаемым чувством юмора, умением художественные типы — одно удовольствие. Он поразительно точно схватывал облик этих «уважаемых граждан»: их способ существования, «идеологию» и поразительный язык. Читать рассказы без улыбки невозможно.

Зощенко, М. М. Аполлон и Тамара : избранное / М. М. Зощенко; составитель : М. Синельников. — Санкт-Петербург : Лимбус-Пресс, 1999. — 510 с.

В книгу вошли рассказы «Мишель Синягин», «Шестая повесть Белкина», шутливая автобиография, письма жены писателя Веры Зощенко к Сталину и «Хронологическая канва жизни и творчества Михаила Зощенко».

Зощенко, М. М. Избранное : в 2-х т. / М. М. Зощенко. — Минск : Нар. асвета, 1983.

Его произведения невероятно смешны и вместе с тем — необыкновенно печальны. В настоящее издание вошли наиболее популярные произведения писателя: его юмористические рассказы, знаменитый сборник «Голубая книга» и автобиографическая проза «Перед восходом солнца».

Зощенко, М. М. Рассказы и повести / М. М. Зощенко. — Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1983. — 430 с.

В эту книгу, кроме избранных рассказов Зощенко, вошли произведения, показывающие его талант с других сторон. В цикле новелл «Голубая книга», который он называл «краткой историей человеческих отношений», рассказы о современности чередуются с рассказами о прошлом. Повести «Перед восходом солнца», исследование о подсознании человека, и «Возвращенная молодость», размышления о нравственном и физическом здоровье, — Зощенко считал своими главными произведениями.

Зощенко, М.М. Рассказы для детей / М, М. Зоощенко; [предисловие В. Акимова]; художник: М. Гуменюк. — Москва: Детская литература, 2013. — 202, [1] с.

В книгу замечательного писателя вошли рассказы для детей. Михаил Зощенко ценил своего маленького читателя. Он утверждал, что «маленький читатель – это умный и тонкий читатель, с большим чувством юмора…» Книга адресована детям младшего школьного возраста.

Зощенко, М. М. Собрание сочинений: в 3 т. / М. М. Зощенко. — Москва: АСТ: Зебра Е, 2010.

В трехтомник писателя вошли произведения разных лет. От ранних рассказов и фельетонов до повестей, в которых замечательный мастер слова размышляет, может ли человек стать более совершенным, или же суждено ему навсегда погрязнуть в тупой рутине повседневности.

Зощенко, М. М. Малое собрание сочинений / М. М. Зощенко; [составление, вступительная статья и комментарии И. Н. Сухих]. — Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2014. — 894, [2] с.

 Настоящая книга представляет Зощенко-юмориста, Зощенко-философа, Зощенко-продолжателя классических традиций русской прозы. В сборник включены лучшие рассказы 1920-х годов и два главных произведения Михаила Зощенко — «Сентиментальные повести» и «Голубая книга».

 






Яндекс.Метрика