Выдающийся бурятский фольклорист и этнограф


Выдающийся бурятский фольклорист и этнограф

18 октября исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Петровича Балдаева – крупнейшего бурятского ученого-фольклориста, этнографа, педагога-просветителя, драматурга, литературного критика, внесшего неоценимый вклад в науку.

 

 

Сергей Петрович Балдаев родился в улусе Хохорск бывшего Боханского ведомства Балаганского уезда Иркутской губернии в талантливой семье.  Его родители, дядья по отцу и матери слыли знатоками преданий и улигеров. В 1907 г. Сергей Петрович познакомился с М. Н. Хангаловым, М. Н. Богдановым, Ц. Жамцарано, А. Михайловым, М. П. Трубачеевым, А. Т. Трубачеевым, известными представителями бурятской интеллигенции, которые укрепили его желание заниматься наукой. С. П. Балдаев, работая учителем Гуртуйской начальной школы Балаганского уезда (ныне Осинский район), подружился с М. Н. Хангаловым, который стал его учителем и наставником по сбору устных преданий, вместе с ним С. П. Балдаев совершил несколько поездок в Кудинскую степь. Это был период формирования его как фольклориста и этнографа. В последующие годы С.П. Балдаев занимается преподаванием в училищах Иркутской губернии, участвует в общественной деятельности. Также в эти годы С. П. Балдаев начал заниматься фольклором, встречался со знатоками старины и записывал сказки, поговорки, песни, улигеры, шаманские призывания, легенды и предания. Научный интерес к народному наследию стал основанием для обвинения Сергея Петровича в «буржуазном национализме».

 

 

В 1923 г. С. П. Балдаев переехал в Улан-Удэ, здесь он стал заведующим Удинской начальной школы, а затем – городской школы I ступени № 8. В 1929 г. С. П. Балдаев окончил Институт этнографии и национальных культур народов Востока при ЦИК СССР и поступил в аспирантуру, по окончании которой вернулся в Улан-Удэ и с 1 октября 1931 г. начал работать в Институте культуры Бурятской АССР (ныне ИМБТ СО РАН). В 1937 г. Сергей Петрович на себе испытал тяготы политических репрессий и клейма «враг народа». В его автобиографии подробно описано, что ему пришлось пережить. В 1940 г. он был отпущен на свободу, прибыл в Улан-Удэ и стал преподавателем родной литературы и фольклора и заведующим кабинетом родного языка и литературы в Бурят-Монгольском пединституте и Учительском институте. В 1944 г. опять начались гонения творческой интеллигенции по поводу обвинения в буржуазном национализме. В 1947 г. Г. Цыдынжапов предупредил С. П. Балдаева о предстоящем аресте, он бежал в Красноярск, оттуда уехал в Ленинград. В 1951 г. по рекомендации А. П. Окладникова и Б. И. Панкратова он устроился в библиотеку Института востоковедения АН СССР, затем в Музей этнографии народов СССР. Влажный климат Ленинграда отрицательно сказался на его здоровье, и в 1955 г. он вернулся в Улан-Удэ и начал работать в пединституте. В это время Сергея Петровича все более увлекает народное творчество, сбор материалов становится его основным занятием. В 1958 г. он переходит в Бурят-Монгольский научно-исследовательский институт культуры, 11 лет он внештатно работал в Республиканском краеведческом музее. Последним местом работы С. П. Балдаева стал отдел литературы и фольклора БКНИИ СО АН СССР, где он трудился старшим научным сотрудником.

 

 

Многолетняя собирательская деятельность С. П. Балдаева позволила сформировать богатейший архив, который включает записи, сделанные им во время экспедиций по местам проживания бурят. Он опросил свыше тысячи знатоков старины – тухэшинов, собрал коллекцию шаманских атрибутов. В  его архиве 175 улигеров. Шаманство и связанные с ним ритуальные действия и обычаи записаны со слов известных шаманов и шаманок, со всеми молитвами и песнопениями объемом около 150 печатных листов. С. П. Балдаев описал общественные жертвоприношения (тайлаганы) с обрядами, обычаями и призываниями. В архиве имеются описания свадебных обрядов, жертвоприношений, обычаев, жилых строений и подсобных помещений, а также одежды, обуви, белья.

Бесценен подготовленный С. П. Балдаевым двухтомник, в который вошли родословные предания и легенды булагатов, эхиритов, хори и хонгодоров, а также 180 основных родов, входящих и не входящих в состав четырех племен. Его труды изданы в Венгрии, Польше, ФРГ, Чехословакии и Монголии. Большая часть архива С. П. Балдаева хранится в ЦВРК ИМБТ, обработку которого провела научный сотрудник Р. Е. Бураева. Остальные материалы, включающие улигеры и материалы по шаманству бурят, вывезены в г. Санкт-Петербург.

 

К юбилею С. П. Балдаева Национальная библиотека РБ подготовила книжную выставку «Фольклорист и этнограф: 130 лет со дня рождения Сергея Петровича Балдаева». На выставке представлены основные труды ученого — «Родословные предания и легенды бурят», «Бурятские народные песни», «Бурятские свадебные обряды» и т.д., а также статьи, посвященные его жизни и деятельности. Выставка действует в Центре библиографии и краеведения с 1 по 31 октября 2019 г.







Яндекс.Метрика