Книжная выставка «С любовью к людям и земле»


Книжная выставка «С любовью к людям и земле»

«Будить, всеми силами будить Человека в человеке».
Ф. А. Абрамов

С 15 по 29 февраля на Абонементе художественной литературы открывается книжная выставка «С любовью к людям и земле» — к 100-летию со дня рождения Фёдора Александровича Абрамова (29.02.1920 – 14.05.1983) – писателя, публициста и литературоведа, лауреата Государственной премии СССР 1975 года, яркого представителя советской «деревенской прозы», получившей широкое распространение в 1960-х – 1980-х гг. 20 века.

Его писательское кредо просто и потому актуально во все времена: всей своей жизнью стремился возродить духовное и нравственное начало в человеке, разбудить его совесть. Об этом писал и размышлял в своем творчестве Федор Александрович Абрамов. Может быть, настало время перечитать его произведения, перелистать страницы его книг и подумать над смыслами, в них сокрытых, и найти силы, чтобы прибрать свой ДОМ, принять необходимость постоянного труда над пробуждением в себе Человека.

Биография

Архангельская область. Пинежье. Високосный 1920-й год. 29 февраля в деревне Веркола в семье веркольского крестьянина родился сын Федор. Как часто, будучи ребенком, он любовался просторами из окна своего дома: «И какие дали, какая ширь расстилается вокруг… Травяной луг…» Травяные залы…». Конечно, не только красота природы привлекала будущего писателя в родной деревне, но и стихия народной жизни, которую впитало в себя его творчество. Федор Александрович писал: «Я родился в деревне, в крестьянской, самой что ни на есть распатриархальной семье. Сегодня все, кому не лень, по поводу и без повода, пинают патриархальную старую деревню. Как это можно? Да это же наша мать родная. Все мы с вами… и не только мы, все народы мира вышли из деревни. А Россия… деревне обязана больше, чем кто-либо». Семья Федора была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя – младший. После ранней смерти отца, мать и «ребячья коммуна» сумели тяжёлым крестьянским трудом вытянуть свою семью из бедности и забыли о голоде. Сам Федор начал косить сено уже в 6-летнем возрасте. Учиться пошёл в 7 лет. В 3 классе ему дали премию за хорошую учебу: отрез ткани на брюки и ситец на рубашку. По тем временам это была неплохая помощь семье. В 1932 году Федя окончил начальную школу, веркольскую четырехлетку. Оканчивал учёбу будущий писатель в Карпогорах – учился с отличием, получал Пушкинскую стипендию. В 1938 году Федор Абрамов был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета. После третьего курса, 22 июня 1941 года ушёл добровольцем в народное ополчение. Служил пулемётчиком 377-го артиллерийско-пулемётного батальона. В ноябре 1941 года был тяжело ранен (пулей перебиты обе ноги), лишь по случайности обнаружен бойцом похоронной команды, собиравшей убитых. Провёл блокадную зиму 1941—1942 года в ленинградском госпитале, в апреле 1942 года был эвакуирован по льду Ладожского озера одной из последних машин. Во время учебы на втором курсе аспирантуры в 1949 году Федор Абрамов познакомился с Людмилой Крутиковой – своей будущей женой (впоследствии – литературным критиком, исследователем творчества Бунина), о которой в день своего шестидесятилетия он скажет: «… она мой соратник. Она человек, без которого я вообще то ничего не делаю ни в жизни, ни в литературе…»

 

Творчество

В апреле 1954 года журнал «Новый мир» печатает статью Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе». Сегодня эта статья может показаться не такой уж смелой, но тогда она «взорвала» все литературное – и не только – общество: автор обрушил достаточно жесткую критику не на кого-либо, а на писателей – лауреатов Сталинской премии. В этой статье Абрамов рискнул приоткрыть завесу правды : «…хватит рисовать потёмкинские деревни и молочные реки в кисельных берегах, тогда как деревня бедствует, страшным образом». Абрамов это знал не по чьим-то рассказам.
Фото книг цикла «Пряслины»
Начало творческого пути – это роман «Братья и сестры» (1958). Первое изъяснение в любви, сострадание и восхищение русской северной крестьянкой выражено в этом романе. Федор Абрамов вспоминал : «Не написать «Братья и сестры» я просто не мог… Перед глазами стояли картины живой, реальной действительности, они давили на память, требовали слова о себе. Великий подвиг русской женщины, открывшей в 1941 году второй фронт, быть может, не менее тяжкий, чем военный фронт, как я мог забыть об этом». Роман появляется неожиданно. И не сразу находит благосклонных издателей. Не приняли его журналы «Октябрь», «Новый мир». Позже критика приняла роман. К тому времени уже появилась литература, рассказывающая достаточно правдиво о жизни деревни в военные и послевоенные годы. В 1958 году его печатает журнал «Нева». В 1959 году «Братья и сестры» вышли отдельной книгой в «Лениздате», в 1960 году роман был напечатан в «Роман-газете», а в 1961 году – издан в переводе в Чехословакии. Но Абрамов чувствовал, что роман – работа незавершенная, что он требует продолжения. Первые рецензенты «Братьев и сестер» отмечали мужество Абрамова, сумевшего достойно рассказать о трагедии народной, о бедах и страданиях, о цене самопожертвования рядовых тружеников. Абрамов сумел «взглянуть в душу простого человека», он ввел в литературу целый пекашинский мир, представленный разнообразными характерами.
Второй роман в будущей тетралогии – «Две зимы и три лета» (1968). В центре повествования – многодетная семья Пряслиных: мать Анна и шестеро её детей – Михаил, Лиза, близнецы Петр и Григорий, Федор и Таня. А также председатель колхоза Анфиса Минина, фронтовик Иван Лукашин и суровый секретарь райкома Евдоким Подрезов. И, несмотря на то, что «Роман-газета» отказалась печатать роман, сославшись на то, что нет единого мнения о его значении и художественной ценности, «Новый мир» выдвинул «Две зимы и три лета» на соискание Государственной премии СССР. Главный редактор «Комсомольской правды» Борис Панкин откликнулся на это событие большой статьей «Живут Пряслины!» (1969 год, 14 сентября).
Третьим романом тетралогии «Пряслины» является роман «Пути-перепутья» (1973), действия в котором разворачиваются в начале 50-х годов. Время его действия – 1951 год. «Пути-перепутья», по мнению литературной критики – самый социально острый роман Абрамова. Почему царит нищета и бесхозяйственность? Почему и через шесть лет после войны из деревни «выгребали все до зернышка»? Почему крестьянин, добывающий хлеб, кормящий страну, сам остается без хлеба и молока?
Последняя книга из цикла о Пряслиных, роман «Дом» (1978), был задуман автором давно, практически сразу же по окончании работы над «Братьями и сестрами». В архивах писателя сохранилось немало заметок к нему, сделанных в процессе работы над первыми тремя книгами. «Дом» – венец тетралогии, произведение, заставляющее задуматься не только над социальными – над философско-нравственными проблемами, над основами бытия, мироздания. Эта книга по праву считается лучшим романом Федора Абрамова.
Фото книг остального творчества писателя
Параллельно с третьим романом, получившим окончательное название «Пути-перепутья», Федор Александрович пишет и другие произведения: рассказы «Бабилей», «Когда делаешь по совести», «Золотые руки» «Надежда», «В Питер за сарафаном» и др.. а также повести «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972). Повести представляют собой своеобразную трилогию о судьбах трех русских женщин, о жизни русской деревни. Однако писатель придал им особое значение, поскольку все три повести рассказывают не просто истории жизни, но более всего истории характера его героинь, истории о том, как меняются жизненные и нравственные ценности в человеке на протяжении нескольких десятилетий.

Публицистика Ф.А. Абрамова 1960-1980-х гг. — значительное явление литературы XX века : «Слово в ядерный век», «Чем живем-кормимся», «О хлебе насущном и хлебе духовном», «В краю родникового слова», «Пашня живая и мертвая», «Самый надежный судья – совесть». В ней отражены основные проблемы современной реальности: проблемы нравственные, проблемы упадка деревни, языка и культуры. В публицистике автором поставлены практически те же задачи, что и в его художественных произведениях: здесь итоги многолетних раздумий о жизни, литературе, обществе и человеке. Среди публицистики стоит особо выделить статью «Самый надежный судья – совесть». Дело в том, что это не статья в обычном понимании этого слова, это конспект выступления Федора Абрамова на авторском вечере в Останкино 30 октября 1981 года, который транслировался на всю страну.
Театр и творчество Федора Абрамова
Федор Абрамов боялся перевода своей прозы на язык театра, кино, телевидения. Он часто отказывал работникам кино и театра, стремившихся создавать кинофильмы, телеспектакли, пьесы по его произведениям. Он боялся неточности и легковесности воссоздания жизни на сцене. И все же, несмотря на «строптивость» автора, многие его произведения — «Безотцовщина», «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька», в том числе и все четыре романа- «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом» были инсценированы многими российскими театрами Москвы, Ленинграда, Ярославля, Архангельска, Новгорода, Тамбова, Кишинева, Алма-Аты.
Последние годы Федора Александровича Абрамова были посвящены работе над «Чистой книгой»– произведением, которое должно было стать лучшим из всего, когда либо написанного Абрамовым. Суть «Чистой книги»– показать Россию в разное время: людей, их быт, характеры, нравы, обычаи. Показать живую самобытную Русь, Русский Север, со всеми его сложностями, радостями, проблемами. Ранняя смерть писателя оборвала начатую работу. Но остался огромный архив, и Людмила Владимировна приложила все свои силы, чтобы разобрать его, изложить замысел произведения и опубликовать «Чистую книгу». В 1998 году роман был напечатан в журнале «Нева», а в 2000 году – издан отдельной книгой.

На выставке представлены полный цикл тетралогии «Пряслины», повести, рассказы и публицистика писателя







Яндекс.Метрика