Юбилей композитора и пианиста Виктора Усовича


Юбилей композитора и пианиста Виктора Усовича

В эти дни отмечает славный юбилей наш современник — талантливый композитор, пианист, профессор, музыкальный критик Виктор Алексеевич Усович. Он давний друг и читатель Национальной библиотеки Республики Бурятии.

 

Родился Виктор Алексеевич в столице Бурятии 16 апреля 1950 года в семье железнодорожника. В детские годы уже проявился музыкальный талант будущего композитора. Первоначальное музыкальное образование он получил в Улан-Удэ, затем продолжил обучение в Уральской консерватории.

 

 

Виктор Алексеевич пишет музыку в разных жанров. Среди них — оперы : музыкальная драма «Ночь умирает с рассветом»на либретто Е. Школьника по одноимённому роману забайкальского писателя М. Степанова, опера-плакат «Песнь о Корчагине» по роману «Как закалялась сталь» А. Островского; комическая моноопера по рассказам М. Зощенко «Скандал в прицепном вагоне», опера-гротеск «Товварищ Шариков», рок-оперы : «Медея» на либретто В. Баташова, эстрадная опера в национальном стиле «Тугая тетива Зээнр Далая», детские оперы : «Репка», «Принцесса на горошине» по известной сказке Г. Х. Андерсена, «Заячья избушка». Многие из них ставились на сцене  Бурятского академического театра оперы и балета имени народного артиста Г. Цыдынжапова, а также в Санкт-Петербургской частной опере, в Красноярске, Новомосковске, г. Измаиле (Украмна). Это были успешные постановки, судя по отзывам в печати. Также писал музыку для спектаклей нашего Русского драматического театра имени М. Бестужева.

 

   

 

Им создано несколько кантат, симфоний, сочинений камерно-вокальной и инструментальной музыки. В этом ряду заслуживает внимание цикл «Пять стихотворений Ли Бо» и одно из ярких сочинений «Горсть песка» на слова японского поэта Исикави Такубоку. В национальном стиле композитор написал вокальный цикл «Бурятские напевы» на стихи известного бурятскогго поэта Д. Жалсараева. Как пишет музыковед О. Куницын : «Композитор достиг в цикле полной гармонии слова и звука, создал произведение глубокое и значительное».

 

Некоторые из его сочинений хранятся в нотной базе электронных документов зала литературы по искусству. Это «Православные молитвы» :для смешанного хора a capella . – 2013.- 49 с., «Молитва» на слова Е. Фоминой ( 2001), «Ветераны»: для сопрано, альта, баритона, баса в сопровождении фортепиано / слова М. Матусовского.- 8 с., «Бабушка»: два стихотворения Марины Цветаевой: для голоса в сопровождении фортепиано. – 2018. – 7с., Дед: для голоса в сопровождении фортепиано / стихи Е. Сындуева. – Улан-Удэ,2017. — 4 с., «Сколько стоит жизнь солдатская»,[2019]. – 3 с., «Медея»: рок-опера в двух действиях. Клавир /либретто В. Баташова по мотивам мифов Древней Греции. – 1981. – 147 с., «Письмо незнакомки» (Белые розы): мономюзикл для женского голоса. Клавир /либретто Е. Сындуева по мотивам одноименной новеллы С. Цвейга. – Улан-Удэ,2016. -32 с., «Доктор Айболит»: детский мюзикл по сказкам К. И. Чуковского. Клавир .- Улан-Удэ,2005. — 60 с., «Вредные советы» / сл. Г. Остера: песни для непослушных детей и их родителей :[для голоса с фортепиано]. – Улан-Удэ,2005. – 42 с.

 

Виктор Алексеевич, композитор, заслуженный деятель искусств России и Бурятии, лауреат Гос. премии Республики Бурятия, секретарь Союза композиторов России,  член Правления Союза композиторов Бурятии, председатель Общественного Совета по культуре Администрации г. Улан-Удэ, кавалер ордена Дружбы, награжден Почетной грамотой Президента Российской Федерации, профессор – полон творческих замыслов и новых проектов.

 

    

 

В содружестве с поэтом Виктором Слепенчуком были созданы лирические песни, которые со временем вышли на диске «Музыка любви» в исполнении бурятских певцов.

 

В сборнике опубликованы сочинения для чанзы В. Усовича:

  • Интермеццо / инструментовка В. Михайлова
  • Шаг за шагом: цикл пьес для чанзы : для фортепиано / редакция Ц. Гуруевой.






Яндекс.Метрика