Виртуальная выставка «Судьба, поэзия, эпоха…»


Виртуальная выставка «Судьба, поэзия, эпоха…»

 «И вечный бой. Покой нам только снится.

И пусть ничто не потревожит сны.

Седая ночь, и дремлющие птицы

качаются от синей тишины».

И. А. Бродский

 

Абонемент художественной литературы представляет виртуальную выставку «Судьба, поэзия, эпоха…», посвященная 80-летию со дня рождения Иосифа Александровича Бродского (1940-1996).

Иосиф Александрович Бродский – величайший поэт XX века, эссеист, драматург, переводчик. Он является не только признанным лидером русскоязычных поэтов, но и одной из самых значительных фигур в современной мировой поэзии. Простые, звонкие стихотворения Иосифа Бродского задевают тончайшие струны человеческой души.

 

 

 

Биография

Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде. Его отец, Александр Иванович Бродский был военным корреспондентом, а после войны работал в фотоотделе Военно-Морского музея. Мать, Мария Моисеевна Вольперт работала бухгалтером.

Раннее детство Иосифа пришлось на тяжелые годы войны, блокады, послевоенной бедности. Взрослая жизнь для писателя началась в 15 лет, когда он пошел работать на завод. С 1956 по 1963 год Бродский переменил 13 мест работы: врач, матрос, рабочий, геолог, но интересовало его по-настоящему только одно – литературное творчество. Он очень много читал – в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки. В Ленинграде о Бродском заговорили в начале 1960-х годов и тогда же он встретил свою первую любовь – Марию (Марианну) Басманову. Он посвятил ей такие стихотворения, как «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу». В 1967 году у пары родился сын.

В марте 1963 года ленинградские власти решили бороться с неблагонадежными представителями творческих профессий. В 1964 году попал под удар Иосиф Бродский: он был обвинен в тунеядстве и отправлен в пятилетнюю ссылку в Архангельскую область. Однако на его защиту встали многие деятели искусства того времени: А. Ахматова, Д. Шостакович, С. Маршак, К. Чуковский, К. Паустовский, А. Твардовский. Через полтора года Бродский был возращен в Ленинград, но публиковаться ему не давали, напечатав только 4 стихотворения.  Между тем Бродский активно творил, создав в том числе такие известные произведения, как «Прощайте, мадемуазель Вероника» (1967 г.), часть цикла «Конец прекрасной эпохи» (1969 г.), «Осень выгоняет меня из парка» (1970 г.), «Горчаков и Горбунов» (1965-68 г.).

4 июня 1972 года  Бродского лишили советского гражданства и он был вынужден уехать за границу. После эмиграции в США поэт преподавал русскую литературу, выпускал поэтические сборники. Бродский не только пишет и работает над переводами, но и организует поэтические фестивали, преподаёт и читает лекции о русской литературе. Благодаря ему западный мир узнал много нового о Достоевском и Ахматовой, Мандельштаме и Цветаевой. Уже под конец 70-х годов Бродский становится профессором и его выступлений ждут в лучших университетах США – Мичигане, Колумбии, Нью-Йорке и т. д.

Именно за рубежом поэт опубликовал такие произведения, как цикл «Песни счастливой зимы», сборники «Остановка в пустыне» (1967), «Конец прекрасной эпохи» и «Часть речи» (оба — 1972), «Урания» (1987), поэмы «Гость», «Петербургский роман», «Шествие», «Зофья», «Холмы», «Исаак и Авраам», «Горчаков и Горбунов» и др. Им были созданы эссе, рассказы, пьесы, переводы.

В эмиграции он писал также по-английски. На английском у Бродского при жизни вышло пять книг стихов. Первая, Elegy to John Donne, вышедшая в 1967 году в Англии, была составлена из стихов до 1964 года без ведома и участия поэта. Его первой английской книгой стали Selected Poems («Избранные стихи», 1973) в переводе Джорджа Клайна, воспроизводившие две трети содержания «Остановки в пустыне». Позже вышли в свет A Part of Speech («Часть речи», 1980), To Urania («К Урании», 1988), So Forth («Так далее», 1996). Первым сборником его прозы на английском языке стал Less Than One: Selected Essays (1986), признанный лучшей литературно-критической книгой года в США. В 1995 году была издана книга эссе On Grief and Reason («О скорби и разуме»).

В 1987 г. Иосиф Бродский получил Нобелевскую премию по литературе «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины». Бродский стал одним из самых молодых лауреатов главной литературной премии и пятым русским писателем, которому досталась награда.  1990-е годы отмечены взлетом интенсивности творчества поэта — он написал и перевел более ста стихотворений, пьесу, около десяти больших эссе. 28 января 1996 г. Иосиф Александрович Бродский скончался от инфаркта в Нью-Йорке.

 

Творчество

 

Первые стихи Иосифа Бродского датированы 1956-1957 гг.: «Пилигримы», «Памятник Пушкину», «Рождественский романс», отличающиеся ярко выраженной музыкальностью. Например, в «Памятнике Пушкину»:

 

«И тишина.

И более ни слова.

И эхо.

Да еще усталость.

Свои стихи

доканчивая кровью,

они на землю глухо опускались.

Потом глядели медленно и нежно.

Им было дико, холодно и странно».

 

14 февраля 1960 г. состоялось первое публичное выступление Бродского на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры им. Горького. Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал. Тогда же Бродский начал общаться с поэтом Евгением Рейном. В 1961 году Рейн представил Иосифа Анне Ахматовой. Хотя в стихах Бродского обычно замечают влияние Марины Цветаевой, с творчеством которой он впервые познакомился в начале 1960-х, именно Ахматова стала его очным критиком и учителем. Первым опубликованным стихотворением Бродского стала «Баллада о маленьком буксире» в журнале «Костер» (1962). Из признанных поэтов влияние на Бродского оказывает творчество Б. Пастернака, О. Мандельштам и других.

 

Начальные произведения Бродского до преследований и ссылки отличались крайней мелодичностью и красотой, а также манящими ритмами джазовых композиций. Основной тематикой работ поэта была любовь, осень, скоротечность жизни и времени. При этом свои мысли и переживания поэт передавал с помощью скрытой патетики, иронии и надлома, медитативности (благодаря усложненным ассоциативным образам). После суда и ссылки в стихах Иосифа Бродского стали преобладать мотивы гражданской тематики, в частности любви к Родине.

 

Творчество Бродского отличается пронзительной искренностью тонкого и чуткого человека, который просто запечатлевает свою жизнь в словесные кружева, сшитые стальными и шелковыми нитями. Главные черты стиля писателя — жесткость и скрытая патетика, ирония и надлом, медитативность, реализуемая через обращение к усложненным ассоциативным образам.

 

«Мне говорят, что надо уезжать.

Да–да. Благодарю. Я собираюсь.

Да–да. Я понимаю. Провожать

Не следует, и я не потеряюсь.

Ах, что вы говорите–дальний путь.

Какой–нибудь ближайший полустанок,

Ах, нет, не беспокойтесь. Как–нибудь.

Я вовсе налегке, без чемоданов.

Да–да. Пора идти. Благодарю».

 

Узнаваемым и характерным критерием оценки стихотворений И. А. Бродского является категория объема поэтического текста. Как говорил филолог-славист Кейс Верхейл: «Его стихи различны по длине, но как раз про стихи в три, четыре, пять страниц знаток тотчас же скажет: это Бродский». Тексты, о которых говорит Верхейл, принято называть «большими стихотворениями». Очевидно, эта традиция наименования восходит к репрезентации Бродским своих объемных текстов именно как «больших стихотворений» или «длинных стихов». В этой связи встает вопрос о количественном измерении объема «большого стихотворения». Хотя сам Бродский говорил о предпочтительной длине «не меньше 200 строк», в основном его стихотворения содержат от 30 строк и выше. Одно из самых «длинных стихотворений» автора «Бабочка» состоит из 182 строчки. А, к примеру, знаменитое стихотворение «Пилигримы» включает  35 строчки:

 

«Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле пилигримы».

 

По словам Андрея Ранчина, профессора кафедры истории русской литературы МГУ, «Бродский — единственный современный русский поэт, уже удостоенный почётного титула классика. Ни один другой современный русский писатель не удостоился стать героем такого количества мемуарных текстов; никому не было посвящено столько конференций». Этому человеку с трудной судьбой, но необычайным дарованием удалось влюбить весь мир в свои стихи.

 

На выставке представлены книги

 

Бродский, Иосиф Александрович Избранное / Иосиф Бродский. — Москва : Аттикус, 2009. — 799 с. : ил.

В сборник избранных произведений Иосифа Бродского вошли поэтические сборники «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Новые стансы к Августе», «Урания» и «Пейзаж с наводнением», выпускавшиеся американским издательством «Ардис» с 1970 по 1996 годы, а также пьеса «Мрамор» и несколько эссе. Кроме того в книге содержатся рисунки, созданные Бродским.

Бродский, Иосиф Александрович Малое собрание сочинений / Иосиф Бродский. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2010. — 880 с.

Иосиф Бродский — один из крупнейших русских поэтов ХХ века, который смог создать большой пласт стихотворений, поэм, а также произведений особого, им созданного жанра — «больших стихотворений». В собрание сочинений вошли поэтические сборники «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Новые стансы к Августе», «Урания» и «Пейзаж с наводнением», выпускавшиеся американским издательством «Ардис» с 1970 по 1996 годы, а также пьеса «Мрамор» и эссе.

Бродский, Иосиф Александрович Осенний крик ястреба : стихотворения / Иосиф Бродский. — Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2013. — 635 с.

В настоящем издании под одной обложкой объединены поэтические сборники «Новые стансы к Августе», «Урания» и «Пейзаж с наводнением», выпускавшиеся американским издательством «Ардис» с 1983 по 1996 годы.

 

Бродский, Иосиф Александрович Меньше единицы : избранные эссе: [перевод с английского ] / Иосиф Бродский. — Москва : Независимая газета, 1999. — 469, [2] с. : ил.

В книгу вошли избранные эссе Иосифа Бродского, великого поэта, переводчика, драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе. Впервые этот сборник был опубликован в Нью-Йорке в 1986 году и тогда же удостоен премии Национального совета критиков США.

Бродский, Иосиф Александрович Разговор с небожителем: стихотворения, поэмы / Иосиф Бродский. — Санкт-Петербург : Азбука, 2003. — 443, [1] с.

В настоящий сборник вошли «большие стихотворения» (жанр, созданный самим автором) и поэмы величайшего поэта ХХ столетия И. Бродского.

Бродский, Иосиф Александрович Часть речи : стихотворения, 1972-1976 / Иосиф Бродский ; [сборник составили: Вл. Марамзин, Л. Лосев]. — Санкт-Петербург : Пушкинский фонд, 2000. — 117, [1] с.

Такие сборники стихотворений Иосифа Бродского, как «Остановка в пустыне» (1970), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Часть речи», «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1987) и «Пейзаж с наводнением» (1996) были опубликованы в 1970-1990-е годы в американском издательстве «Ардис». Над составлением этих книг работал сам поэт в сотрудничестве с его друзьями Карлом и Эллендеей Проффер, основателями «Ардиса».

В данный сборник «Часть речи» вошли стихотворения 1972-1976 годов.

Бродский, Иосиф Александрович Холмы : стихотворения / И. А. Бродский. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. — 416 с.

В издании под одной обложкой объединены три поэтических сборника «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи» и «Часть речи».







Яндекс.Метрика