«Основоположник критического реализма — Павел Федотов»


«Основоположник критического реализма — Павел Федотов»

К 205-летию со дня рождения Павла Федотова (1815-1852). 

Павел Андреевич Федотов – великий русский живописец XIX века, основатель критического реализма, чьи картины являются незаменимым источником по истории повседневности «золотого века» отечественной истории.

Павел Андреевич Федотов родился в Москве 22 июня 1815 году в семье мелкого чиновника. В 11 лет мальчика определили в Первый Московский кадетский корпус. Федотов стал блестящим учеником: дисциплинированным, толковым, обучаемым. Его имя украшало мраморную Доску почета, а по окончании обучения его выпустили прапорщиком в Финляндский полк. После переезда в столицу Павел Федотов пошел на вечерние рисовальные классы при Академии художеств.  Нехватка времени для рисования из-за службы приводит к тому, что художник, наконец, делает выбор: завершает военную службу и посвящает себя живописи. Десять лет военной службы остались позади.

Картины Федотова — это жанровые сценки из обыденной жизни. Они яркие с очень запоминающимся сюжетом и героями. Художник мастерски использует прием центра и задника, основного и второстепенного. На всех его картинах основное яркое пятно в центре картины. За него цепляешься взглядом, оно притягивает внимание. Лишь потом взгляд перемещается на задний план, где каждый персонаж или предмет интересен и важен. Ни на одной картине Федотова нет лишних деталей – все строго и четко по сюжету, каждый несет определенную смысловую нагрузку. Каждая его картина, при внимательном обращении к ней зрителя, представляет целый мир, реальную сцену повседневного быта.     

Картины Федотова – не только произведение искусства, но и прекрасный источник по истории XIX столетия. Не случайно художника называли «Гоголем живописи», на полотнах нет ни одной лишней детали, каждая – дополняет общее впечатление, характеризует ситуацию и персонажа.   С именем Павла Андреевича связано также новшество в технике и подходе к изображению реальности – создание небольших рисунков, эскизов.   Он всегда понимал, что человек может оказаться в очень разных ситуациях, в которых он будет иногда немощен, иногда жаден, иногда кичлив, иногда прекрасен душой, иногда уродлив в своих мыслях. Но он продолжает быть человеком. И Федотов позволяет ему быть таким: разным. Человеческие эмоции, слабости, карикатуры, детали, которые Федотов находил вокруг себя, в друзьях и быте – все это переносилось на холст.

Многие картины художника биограф

ичны. Основой для сюжета известного полотна «Вдовушка», становится трагическая судьба сестры художника, у которой после смерти мужа также остались двое маленьких детей и невыплаченные долги. Одна из главных жемчужин картина Федотова является картина «Сватовство майора», написанная в 1848 году.

Картина написана по принципу главной сцены, на которой разворачивается действие, и театральных кулис. На первом плане — молодая девушка из купеческой семьи, взволнованная появлением жениха, и ее мать, с силой удерживающая вспорхнувшую беглянку. В этих двух образах – яркие типажи современниц Федотова. По его картине можно судить о том, как устроен купеческий быт и каковы его нравы. Художник большое внимание уделяет интерьеру, костюмам, говорящим за себя мелочам. Произведение привлекает к себе внимание не только остротой характеристик, но и мастерством кисти. Сюжет был настолько удачен, что художник сделал с нее несколько авторских копий.

Известная в нескольких вариантах картина «Вдовушка» стала одной из любимых картин П. А. Федотова. В произведении художник достигает особой эмоциональной выразительности, показывая безысходность молодой женщины, имущество которой описано за долги.

Мы можем видеть, как менялось настроение художника, взглянув на то, как менялись сюжеты и цветовое решение его картин. «Анкор, еще анкор!», «Игроки», написанные в 1851 – 1852 годах, созданы в насыщенной, но темной гамме.

Его имя осталось навеки одним из самых славных имён в истории русского искусства.

Картины художника хранятся в музейных коллекциях и частных собраниях.







Яндекс.Метрика