«Великий мастер слова…» — к 145-летию Пауля Томаса Манна


«Великий мастер слова…» — к 145-летию Пауля Томаса Манна

Книжная выставка «Великий мастер слова…» – к 145- летию со дня рождения немецкого писателя, эссеиста, мастера эпического романа, лауреата Нобелевской премии по литературе Пауля  Томаса Манна

 «Томас Манн стал первым немецким романистом,

 который достиг уровня Чарльза Диккенса,

Гюстава Флобера и Льва Толстого»

Фредерик Бок

 

 Томас Манн —  немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929 г.), наиболее именитый представитель семейства Маннов, богатого на творческие таланты. Вошел в литературу как прозаик, переосмысливший древние мифы о судьбах мира и человека, предназначении художника, роли семьи в обществе, воссоздав их на гуманитарной основе. Диапазон интересов писателя был огромен — от реалистической семейной саги до изображения духа целой эпохи; от классических сюжетов немецких легенд до описания тонких психологических переживаний личности. Поэтому писатель современен и сегодня, ибо те катаклизмы, которые были характерны для его времени, продолжают быть и в наши дни. Своими учителями он называл русских романистов Льва Толстого и Достоевского. Подробный, детализованный, неспешный стиль письма писатель действительно унаследовал от литературы XIX века. Однако темы его романов несомненно привязаны к веку XX-му. Не изменяя своим художественным принципам, Томас Манн сумел занять главенствующее место в истории литературы XX века, придавая своим произведениям особую гармоничную многоплановость, которая до сих пор завораживает читателя.

Биография

Пауль Томас Манн (нем. Paul Thomas Mann, 6 июня 1875, Любек — 12 августа 1955, Цюрих) — брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн.

Родился 6 июня 1875 г. в Любеке. В 16-летнем возрасте Томас оказывается в Мюнхене: туда семья переезжает после смерти отца — купца и городского сенатора. В этом городе ему предстоит жить до 1933 г. Окончив школу, Томас устраивается в страховую компанию и занимается журналистикой, намереваясь последовать примеру брата Генриха, в ту пору начинающего писателя. На протяжении 1898-1899 гг. Манн редактирует сатирический журнал «Симплициссимус». К этому времени относится первая публикация — сборник рассказов «Маленький господин Фридеман».  В 1901 г. Томас Манн  пишет свой первый роман – «Будденброки», который  сделал его знаменитым писателем.

В 1905 г. в личной жизни Манна происходит важное событие — женитьба на Кате Прингсхайм, знатной еврейке, дочери профессора математики, которая стала матерью его шестерых детей. Такая партия позволила писателю стать вхожим в общество представителей крупной буржуазии, что содействовало усилению консервативности его политических взглядов.

Во время Первой мировой  войны Томас Манн, осуждал общественные реформы и пацифизм, переживая в это время серьезный духовный кризис. Огромная разница в убеждениях стала причиной разрыва с братом Генрихом, и только переход Томаса на позиции демократии сделал возможным примирение. В 1924 г. увидел свет роман «Волшебная гора», принесший  Манну мировую славу. В 1929 г. Томас Манн  становится лауреатом Нобелевской премии по литературе за роман «Будденброки».

Следующий за награждением период биографии Томаса Манна отмечен увеличением роли политики в его жизни и в творчестве в частности. Писатель и его супруга не вернулись в нацистскую Германию из Швейцарии, когда в 1933 г. Гитлер приходит к власти. Поселившись невдалеке от Цюриха, они много времени проводят в путешествиях. Власти Германии предпринимали попытки вернуть именитого писателя в страну, а в ответ на его категорический отказ лишили немецкого гражданства, отняли почетную докторскую степень Боннского университета. Став сначала подданным Чехословакии, Манн эмигрировал в 1938 г. в США, где на протяжении трех лет преподавал в Принстонском университете гуманитарные дисциплины, консультировал Библиотеку конгресса по вопросам немецкой литературы. На протяжении 1941-1952 гг. его жизненный путь связан с Калифорнией.

Во время Второй мировой войны Томас Манн часто выступал в радиопередачах, транслировавшихся на Германию, с осуждением нацизма и призывом к немцам образумиться. После войны, будучи уже гражданином США, Манн побывал в Западной и Восточной Германии, где ему был оказан восторженный прием. Однако вернуться на родину он отказался и последние годы прожил под Цюрихом. В 1949 г. от лица обеих Германий ему была вручена премия Гете (кроме того, Манна наградили почетными степенями Кембриджский и Оксфордский университеты). Наиболее значимыми художественными произведениями этого периода являются роман «Доктор Фаустус» и тетралогия «Иосиф и его братья», над которой он работал больше десяти лет. Последний роман «Приключения авантюриста Феликса Круля», остался недописанным.

Летом 1952 г. Манн с семьей приехал в Швейцарию и жил там до конца своей жизни. Умер Томас Манн 12 августа 1955 г., оставив после себя  многотомное литературное наследство — неиссякаемый источник мысли XX века.
Тему жизни буржуазной семьи  и купеческой династии Томас Манн  изобразил в первом, наиболее известном романе «Будденброки» (1901 г.), который носил автобиографический характер и рассказывал об упадке и крахе большой торговой фирмы в Любеке. Используя традиционную форму скандинавской семейной саги, писатель придал своему повествованию поистине эпические черты: в судьбе его героев видится судьба всей буржуазной культуры.

 Каждое новое поколение этой семьи всё менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия присущих им бюргерских качеств, как то: бережливость, усердие и обязательность — и всё больше и больше уходит от реального мира в религию, философию, музыку, пороки. Итогом этого становится не только постепенная утрата интереса к коммерции и престижу рода Будденброкков, но и утрата смысла жизни и воли к жизни, оборачивающаяся нелепыми и трагическими смертями последних представителей этого рода.

В 1929 г. писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе  за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы, и популярность которого неуклонно растет». В своей приветственной речи член Шведской академии Фредерик Бок отметил, что Манн, с одной стороны, создал сложное духовное искусство, а с другой — подверг сомнению его целесообразность. По мнению Бока, величие писателя заключалось в его способности примирить «поэтическую приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному».

 Ранние новеллы» (1898-1912 гг.) — жемчужины стиля, который писатель оттачивал в малой прозе, чтобы впоследствии целиком и полностью раскрыть в своих масштабных романах. Основная тема новелл —  сложные человеческие взаимоотношения. Однако каждая из этих новелл — не просто изумительная по красоте «проба пера», а произведение, совершенное не только стилистически, но и сюжетно: легендарные «Тонио Крегер», «Тристан»,»Смерть в Венеции». До сих пор поражающий нонконформизмом «Как подрались Яппе с До Эскобаром». Интеллектуальные, мрачно ироничные «Кровь Вельсунгов» и «Маленький господин Фридеман».

Каждая новелла — блистательный шедевр, который заставит вас восторгаться и плакать. Блестящий пример малого жанра, от которого при чтении невозможно оторваться. Томас Манн говорил, что обожает изображать патологии. В новеллах он делает этого с умопомрачительным мастерством! Как правило, знакомятся лишь со «Смертью в Венеции», а она, несмотря на всю гениальность, тем не менее не лучшее из представленного в этом сборнике. «Маленький господин Фридеман» — это взрослый вариант сказки «День рождения Инфанты» Оскара Уайльда; «Тонио Крегер» — самое автобиографическое произведение Манна, своего рода ответ на вопрос: что случилось бы с Ганно Будденброком, если бы он выжил.

 «Королевское Высочество» (1906– 1909 гг.) — автобиографический роман,  который критики единодушно сравнивают с «Серебряным голубем»  Андрея Белого.

Роман-хроника?

Роман-сказка?

Роман-предвестие магического реализма?

Всё просто: растёт мальчик, и вполне повседневные события  жизни благодаря его богатому воображению превращаются в сказку. Обычные истории становятся странными, детские приключения приобретают истинно легендарный размах – и вкус юмора снова и снова довлеет над  сказочным антуражем увлекательного романа.

После войны Манн снова обратился к литературному творчеству и в 1924г. вышло в свет новое крупное и успешное произведение писателя — «Волшебная гора». Это также одно из наиболее сложных произведений немецкой литературы XX в. По сюжету романа главный герой, Ганс Касторп, приезжает на высокогорный курорт для больных туберкулёзом, навестить своего кузена. Выясняется, что и он тоже болен. И тогда Ганс принимает решение остаться в санатории, и, как оказалось, на несколько лет. Мир на горе заворожил его своей интеллектуальной жизнью, где царила собственная философия.

Но «Волшебная гора» — это не только история духовного развития Ганса, это и глубокий анализ предвоенной европейской культуры в канун Первой мировой войны, тонкий психологический анализ разных типов человеческого характера и отношений, погружение в историю культуры, религии и в историю в целом.

Знаменитый роман писателя  «Иосиф и его братья» (1933-1943 гг.)  основан на библейской легенде об Иосифе Прекрасном.

Уже в преклонном возрасте писатель начал работу над тетралогией о библейском Иосифе. Объясняя свои побуждения написать роман, построенный на основе библейской легенды об Иосифе Прекрасном, Манн говорил в своем докладе, посвященном его созданию: «Однажды вечером в Мюнхене меня почему-то потянуло раскрыть мою старую фамильную Библию. Я был восхищен и сразу начал нащупывать пути и взвешивать возможности — а нельзя ли преподнести эту захватывающую историю совершенно по-иному, рассказать ее заново, воспользовавшись для этого средствами современной литературы, начиная с арсенала идей и кончая техническими приемами повествования». С этой задачей Томас Манн справился успешно. История об Иосифе стала под его пером символическим образом человечества. Писатель рассказывал о начале всех начал, о времени, когда все, что ни происходило, происходило впервые. Когда на каждом шагу человеку приходилось иметь дело с каким-либо началом — возникновением любви, зависти, ненависти, убийства и многим другим, что входит в круг человеческого существования. Работа состоит из нескольких отдельных романов «Былое Иакова», «Юный Иосиф», «Иосиф в Египте» и «Иосиф-кормилец». Для работы над романом автор специально ездил собирать материалы в Палестину и Египет. Главным замыслом автора было именно изобразить мир древности. Кроме того, в романе можно проследить эволюцию сознания от коллективного к индивидуальному.

После Иосифа другим кумиром позднего Манна стал Гете. В романе «Лотта в Веймаре» (1939 г.) —  о нем и его жизни писатель рассказал от лица его бывшей возлюбленной Шарлотты Кестнер. 

«Лотта в Веймаре»  — один из самых изящных и увлекательных романов Томаса Манна. Произведение,  в котором глубокие размышления о человеке искусства, о его всегда болезненном существовании в реальном мире и о подлинном смысле жизни тесно переплетаются с интересным и чуть-чуть ироничным сюжетом – встречей в Веймаре уже немолодого и прославленного Гёте со своей возлюбленной …

Была ли эта встреча в реальности? И если да  – то какой она была?

Неизвестно.

Но в романе Томаса Манна правда искусства важнее правды истории.

Роман «Доктор Фаустус» (1943 г.) — одна из самых значительных книг ХХ века. Старая немецкая легенда о докторе Иоганне Фаустусе, продавшем душу дьяволу. Под пером Томаса Манна этот роман обретает черты таинственного романа-притчи о молодом талантливом композиторе Леверкюне, который, то ли наяву, то ли в воображении, заключил сходную сделку с Тьмой. В романе  изображен гениальный, но психически больной музыкант, чье творчество стало отражением духовного недуга эпохи.

 

Роман «Избранник» (1951 г.) — тонкая и изысканная стилизация про мистическую и аллегорическую прозу средневековья – и одновременно мудрая и философская притча. Исторический роман, написанный с превосходным знанием эпохи, — и в то же время остроумная пародия на «нравоучительную» литературу. В основу романа «Избранник» легла жемчужина средневековой литературы « Легенда о добром грешнике».

В сборник «Поздние новеллы» (1930-1954 гг.) вошли  новеллы великого Томаса Манна, относящиеся к зрелому периоду его творчества. «Марио и фокусник»,  «Обмененные головы», «Обманутая», Хозяин и собака»,  – сюжеты этих новелл просты и незамысловаты, однако незатейливость сюжетной канвы  и неожиданно легкий язык удачно подчеркивают психологическую глубину образов. Любовь и разочарование, ожидание чуда, скука повседневности, отчаянная жажда жизни, болезненная утрата иллюзий и обретение жизненного опыта – таковы основные темы этих новелл изысканно светлых и удивительно тонких …

Последний роман Томаса Манна «Признание авантюриста Феликса Круля» (1910-1954 гг.) явился результатом переработки рукописи, начатой еще в 1910 г. Пронизанный иронией, этот роман стал заключительным аккордом творчества писателя. Экстравагантная пародия, по словам самого Манна, переводила «автобиографичную и аристократическую исповедь в духе Гете в сферу юмора и криминалистики». Художник, утверждал Манн, — фигура комическая, он может ослеплять, обманывать, но не может изменить мир. Писатель считал этот роман своей лучшей и наиболее удачной книгой.

Роман «Признание авантюриста Феликса Круля» — о современном Дориане Грее,  который, обладая талантом, умом и красотой, предпочёл тем не менее стать мошенником и с помощью своих афер начал стремительно подниматься по общественной лестнице, теряя человеческий облик.

Роман привлекает внимание читателя острым сюжетом, блистательным стилем и прежде всего ярким и завораживающим образом антигероя – обаятельного юного циника, свято верящего в силу обстоятельств, преступника-интеллектуала, который, несомненно, нарушает закон, но тем не менее, удерживает авторские симпатии благодаря своему противостоянию унылой законопослушности буржуазного общества, которое он отвергает и которому противопоставляет свой принцип личной свободы.







Яндекс.Метрика