Виртуальная выставка к 105-летию писателя Сола Беллоу


Виртуальная выставка к 105-летию писателя Сола Беллоу

«Не обижайся на правду –

считай, повезло, если тебе ее сказали».

Сол Беллоу

 

«Мастер короткой фразы и крупной формы …» — таков Сол Беллоу, которого неоднократно называли самым значительным англоязычным писателем второй половины ХХ века. Его талант отмечен высшей литературной наградой США – Пулитцеровской премией, Нобелевской премией по литературе за 1976 год и Национальной медалью США в области искусств. Он является единственным писателем, который трижды выигрывал Национальную книжную премию за художественную литературу. В 1990 году  получил медаль Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу.

В журнале « Vanity Fair» справедливо написали : « Беллоу наиболее  выдающийся американский прозаик  наряду с Фолкнером».

 

Биография и творчество

Сол Беллоу (10 июня 1915, Лашин, КвебекКанада — 5 апреля 2005БруклайнМассачусетсСША) — родился в местечке Лашин, провинции Квебек, в русско-еврейской семье Беллоу, торговца, выходца из Петербурга. Вырос в трущобах Монреаля и Чикаго. Когда Солу было девять лет, семья переселилась в Чикаго. Писать он начал очень рано, после окончания школы вступил в Чикагский университет, потом через два года перешел в Северо-Западный, где в 1937 г. получил диплом бакалавра антропологии и социологии. Эта профессия была выбрана Солом лишь из-за того, что был уверен: еврейскому парню ничего не светит в литературе. Но судьба распорядилась иначе.

В 1941 году его сомнения были развеяны: журнал Partisan Review опубликовал его рассказ «Два утренних монолога». Его имя узнали, но денег это не принесло. Поэтому Беллоу продолжает зарабатывать редактором и преподавателем в педагогическом колледже Песталоцци-Фробла. По состоянию здоровья писателя не призвали в армию в период Второй мировой войны, но он всё-таки послужил — в торговом флоте. В 1944 году Беллоу публикует свой первый роман «Человек между небом и землей», принесший ему известность и отличные отзывы критиков. Позже Беллоу преподавал в ряде университетов, в том числе Северо-Западном университете, университете Чикаго и Бостона и продолжал литературную деятельность.

Уже ранние произведения писателя обеспечили ему славу одного из сильнейших американских романистов, а с 1950-х годов Сол Беллоу был признан выдающимся новеллистом XX века. Его произведения, как правило, раскрывали большие философские вопросы: поиски смысла жизни и стремление к личной нравственности.

Беллоу прожил свою жизнь в мире Великой Американской мечты, где стал одним из наиболее успешных американских авторов. Возможно, секрет его успеха в том, что он, потомок евреев-эмигрантов, не был стопроцентным американцем, а смотрел на жизнь с другой стороны. Именно такой взгляд придавал его прозе едва уловимый оттенок личной отстраненности от предмета изображения, подобно тому, как пряность придает обычному блюду пикантный вкус.

 

На выставке представлены книги :

 

«Между небом и землей» — в сборнике представлены два ранних, знаковых для своего времени произведения Сола Беллоу, положивших начало его блистательному творческому пути.

«Между небом и землей» — первый роман Сола Беллоу. Дневник юноши, которого призвали в армию. Юный герой романа вырос в эпоху великой депрессии и остро осознаёт свою отчужденность от наивно-патриотического  настроя воюющей Америки  и честно пытается стать «частью единого целого»  — но не может …

Ему близок герой романа « Лови момент»  — Томми Вильгельм, неудачник, который старался одним махом разбогатеть на бирже, но подвергся краху

Герой является типичным представителем «опоздавшей молодёжи»  пятидесятых, первых бунтарей преуспевающей послевоенной Америки. Ему — как и многим его сверстникам кажется: он так и не пережил всей полноты бытия, доступной лишь на полях сражений. Чужой в бездушном  преуспевающем обществе и готовый на всё ради  искренних чувств …

 

 

Критика называла роман «Жертва» — «лучшим англоязычным произведением 1940-х»  и сравнивала с ранними работами Достоевского.

Роман «Жертва»  — о журналистской среде — стала подтверждением его таланта. Незамысловатая поначалу история о редакторе маленького нью-йорского журнала, радостно окунающегося в холостяцкую свободу во время отъезда жены, вскоре превращается в поразительную по силе притчу.  Притчу о самовыражении личности и о сложности человеческой души,  вечно раздираемой между высокими порывами и неизменными страстями.

 

 

 

 

 

 

«Приключения  Оги Марча» — один из лучших романов Сола  Беллоу.

В 1948 году, благодаря стипендии Гугенхейма, писатель смог выехать в Европу, где был написан роман «Приключения Оги Марча» . В 1953 году эта книга была удостоена Национальной премии США по литературе и признана лучшей книгой года. Как писали американские критики У. Клемонс и Д. Кролл, Беллоу «осуществил стилистический прорыв в область едкого идиоматического языка, который стал характерным для его более поздних беллетристических произведений. Родился новый крепкий голос». Это рассказ о колоритном искателя приключений, описание борьбы за существование в большом городе, где все чужие друг другу. Захватывающая,  трогательная многоплановая, полная философского смысла история мальчика, которому выпала судьба взрослеть, любить и искать своё место в мире в самые драматические моменты истории.

 

 

«Роман Беллоу отличается богатством воображения и необычной выразительностью языка. Эта книга имеет все основания войти в число величайших американских романов». (с) Салман Рушди

 

 

По словам самого Беллоу —  из всех его персонажей наиболее похожим на него самого был Юджин Хендерсон, из книги «Хендерсон, повелитель дождя».  Действие романа происходит в Африке, где Солу Беллоу не приходилось бывать, но образ эксцентричного миллионера, который приехал на сафари, чтобы «вылечиться от страха смерти», был нарисован чрезвычайно удачно.
Об этом романе Генри Миллер сказал : «Я только мечтать могу так писать».

Этим романом восхищались Курт Воннегут и Джозеф Хеллер.

Роман « Хендерсон —  кородь дождя» критики  единодушно признают одним из лучших американских произведений ХХ века. Рок-музыканты посвящали ему песни, он лег в основу либретто популярной рок-оперы, а также одной  из серий культовых « Секретных материалов ».

Но чем же так заворожила и литературоведов, и писателей, и самых обычных читателей трагикомическая история стареющего миллионера Юджина Хендерсона, сбежавшего от привычной жизни в Африку и сделавшегося шаманом-целителем в маленьком бедном племени ?

На этот вопрос ответил один из старейших американских еженедельных журналов «The Nation»:

 

 «Беллоу погружает нас в атмосферу сказки, щедро сдобренной юмором, яркими запоминающимися образами и захватывающим действием …»

 

 

В 1964 году писатель опубликовал роман «Герцог», принесший ему еще одну Национальную премию, занял лидирующую позицию в списке бестселлеров, а также был отмечен как лучшая книга года. С. Беллоу получил за этот роман ещё и французскую международную литературную премию.

«Герцог» — роман, который критики  сравнивали  с произведениями Льва  Толстого и Джемса Джойса. Изумительно выписанная история университетского профессора Мозеса Герцога, начинающего мучительный путь поиска смысла жизни. Обстоятельства его бытия, скорее,  смешны – жена только что сбежала с вульгарным и нелепым прожигателем жизни. Но эта банальная ситуация неожиданно приводит Герцога к поистине философскому прозрению и попыткам доказать бессмысленность всего сущего  совершенно невероятным экстравагантным способом…

После публикации романа Беллоу получил три тысячи писем от людей, которые писали, что это произведение — о них. Автор четко передал социальную и духовную атмосферу страны, психологически глубоко воссоздал образы своих героев.

 

 

«Планета мистера Сэммлера» — не просто роман, а жемчужина творчества Сола Беллоу. Роман, в котором присутствуют все его неподражаемые «авторские приметы» — сюжет и беспредметность, подкупающая искренность трагизма — и язвительный черный юмор…

«Планета мистера Сэммлера» — это уникальное слияние классического стиля с постмодернистским авангардом. Говоря о цивилизации США как о цивилизации, лишенной будущего, автор от лица главного персонажа книги Сэммлера заявляет, что человечество не может существовать без будущего и настойчиво ищет объяснения хода истории.

Роман «Планета мистера Сэммлера»  хотя и получил почти полярные оценки, был также лучшей книгой года (1970). Автора подвергали критике за узость взгляда на беспорядки 1960-х годов, и в то же время хвалили за социальную и критическую направленность произведения.
В 1971 году за роман «Планета мистера Сэммлера»  Беллоу получает свою третью премию.

 

 

В эту книгу вошли два знаковых произведения классика.

В своём романе «Подарок от Гумбольта»  Беллоу рассказывает о том, как в юности поэт Гумбольдт-Флейшер помог своему другу и начинающему писателю Чарльзу Ситрайну начать писательскую карьеру. В итоге Чарли стал известным писателем, а друг Гумбольдт умер в нищете. Когда-то Чарли, чтобы не встретиться с ним, запрятался и не помог своему другу, когда уже тот оказался в трудной ситуации. Но через десятилетия  поэзию Гумбольта поднимают на щит. Поэзия Гумбольта — это «дар» для страны…  И вот сейчас поэт приходит в его сны, а книги его — как пощечины…
Сопоставляя судьбы двух американских писателей, Беллоу пишет о духовном авторитете художника в современном обществе, где превыше всего ценятся успех, слава, деньги, а не мораль.

 «Подарок от Гумбольта» принёс Беллоу Пулитцеровскую премию и международное признание.

 

 Рассказы Сола Беллоу балансируют на грани между трагедией и язвительной сатиры. В них есть всё – и подкупающая искренность,  и тонкая ирония, и чётко выстроенный сюжет. Но прежде всего – в каждом рассказе отразился уникальный писательский дар Сола Беллоу.

Кроме этого писатель  опубликовал четыре книги историй, «Воспоминания Мосби» «Простофиля и другие рассказы» «На память обо мне», «Избранные рассказы», книга «В Иерусалим и обратно», пьеса «Последний сеанс» и избранные эссе «Все в копилку»

 

 

«Равельштейн» — последний роман Сола Беллоу, созданный в 2000 г. на основе реальной биографии его старинного друга – известного философа и публициста Алана Блума, которого неоднократно именовали – кто с восхищением, а кто и с осуждением   — «Макиавелли ХХ века».  Учениками Алана Блума были самые  консервативные и решительные «ястребы» американской политической элиты, он  считался своеобразным «серым кардиналом» Белого дома. Степень влияния Блума на американскую политику в течение многих десятилетий трудно переоценить. О его эксцентричности и экстравагантности ходили легенды. Но каким же увидел его не человек «со стороны», не равнодушный биограф, а друг и великий знаток человеческих душ – Сол Беллоу. Об этом вы узнаете, когда прочтёте роман « Равельштейн».

 

 

 

 







Яндекс.Метрика