Виртуальная выставка «Жизнь, похожая на роман…»


Виртуальная выставка «Жизнь, похожая на роман…»

Виртуальная выставка «Жизнь, похожая на роман…» — к 85-летию со дня рождения французской писательницы и драматурга Франсуазы Саган (1935-2004 гг.)

 

«Надо прожить чью-то жизнь – то есть надо читать,

чтобы обрести способность воспринимать

 собственную жизнь всеми пятью чувствами»

Ф. Саган

 

Франсуаза Саган — представительница современной женской прозы, основатель нового типа художественного мышления. Своим творчеством эта французская писательница привела к появлению новейшего стереотипа женского поведения, приоритетами которой стала потребность в самосовершенствовании и самореализации в различных сферах бытия. Она сама часто называла себя «старой стрекозой» и «прожигательницей жизни» и говорила, что живет, как каскадер. Ей нравилось эпатировать публику и нарушать запреты. Свой псевдоним писательница позаимствовала из романа известного французского писателя Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», одной из героинь которого была герцогиня Доротея Саган.

Франсуаза Саган (Куарез) родилась 21 июня 1935 года в семье богатого провинциального промышленника в городе Кажарк. Образование получила в лучших религиозных учебных заведениях Франции. Училась в Сорбонне, но бросила университет ради писательского труда. Первый роман «Здравствуй, грусть!» сделал ее скандально известной в 19 лет. Роман  стал бестселлером, впоследствии было выдано более миллиона его экземпляров на разных языках и в разных странах мира. Он сразу же вырос до своеобразного символа, знамения времени, а образ главной героини олицетворял предсказательниц эпохи легких нравов. Он словно вобрал конкретные судьбы современниц писательницы — поэтому возник термин «поколение Франсуазы Саган».

Показательным было то, что ранняя и громкая слава не затмили ее разум. Ф. Саган пришла к отцу и спокойно спросила, что ей делать с 1,5 миллионами франков, полученных за публикацию романа. Он посоветовал: «Немедленно потратить их, потому что деньги для тебя — большая беда». Она так и поступила. Путешествия и яхты, неудачный брак с известным на то время издателем  Ги Шиллером, рождение сына, еще несколько попыток устроить семейную жизнь, влечение к азартным играм. В 22 года Франсуаза чудом уцелела после крупной автомобильной аварии. Такой образ жизни привил Франсуазе Саган привычку жить в свое удовольствие. Успех Саган многим казался непостижимым. Жизнь среди представителей богемы, в состав которой она входила, писательница удачно сочетала с упорным творческим трудом.

Один за другим из-под ее пера выходили романы, которые приносили ей мировое признание: «Странная улыбка» , «любите Ли вы Брамса?», «Чудесные облака», «Сигнал капитуляции», «Капля солнца в холодной воде».

К периоду 70-х годов Ф. Саган пыталась почти не напоминать о себе, но потом ситуация изменилась: она выдала лирический роман «Синяки на душе», в котором непосредственно обратилась к читателю, рассказав о своих успехах и неудачах, о нравы «богемы» и ее литературные предпочтения.

Впоследствии увидели свет написанные в похожей манере «Мемуары» и книга «С наилучшими пожеланиями», их содержание подтвердило, что Ф. Саган совсем не похожа на своих героинь. Она относилась к жизни с неподдельным интересом, много размышляла об общественном  прогрессе и препятствиях, которые встречались на ее пути. Саган предупреждала об опасности, безудержного и безграничного потребительства, когда культура становилась объектом купли и продажи. Она демонстративно отказывалась от литературных премий, почетных титулов и членства в Академии.

Среди произведений, написанных ею в течение 80 — 90-х годов, стоит отметить такие как: «Потерянный профиль», «Расстеленное кровать», «Спящий пес», «Недвижимая гроза», «Надоело терпеть», «Водянистая кровь».

Значительный резонанс в Европе вызвал ее роман — биография о Саре Бернар, написанный в форме писем к актрисе.

До 1991 года писательница выдала 22 романа, 2 сборника новелл, 7 пьес, 3 книги очерков. Во всех этих произведениях она пыталась изложить свои мысли, взгляды на современный мир, обычаи и литературу. Чувствовалось, что ее угнетала серость и духовное убожество «общества проживания», описания ею богемного или элитарного среды было обусловлено неприятием образа жизни мещанства, что приобрело глобальные масштабы. Все произведения Франсуазы Саган — о любви, одиночестве, неудовлетворенности жизнью; они отличаются ясностью повествовательной манеры и точностью психологического рисунка.

Парижская квартира писательницы стала самым известным литературным салоном во Франции, который посещали не только писатели, но и дипломаты и премьер-министры.

Самая известная представительница женской прозы всегда повторяла, что любит скорость и азарт. Однако эти увлечения привели к негативным последствиям.

В последние годы своей жизни Саган жила в Онфлере, городке на севере Франции, вместе с сыном и близким другом.

Умерла писательница в местной больнице 24 сентября 2004 года от сердечно-легочной недостаточности.

 

Саган, Ф. Немного солнца в холодной воде: Роман / Ф. Саган. — Санкт-Петербург: Азбука-Классика, 2004. — 189 с.

Один из лучших психологических романов Франсуазы Саган.
Встреча с Натали, ее любовь исцелили молодого журналиста Жюля, впавшего в депрессию. Вихрь страсти закружил обоих, но его вернул к прежней жизни, а ее погубил.

Саган, Ф. Рыбья кровь; В память о лучшем: романы / Ф. Саган. — Москва: Эксмо, 2008. — 351 с.

Творческий, тонко чувствующий человек сталкивается с машиной нечеловеческого бытия в оккупированной Франции, пытается быть порядочным, ищет выход,  и не находит и в итоге принимает единственно правильные, пусть и страшные решения — в поразительном романе современного классика Франсуазы Саган «Рыбья кровь«. «Счастье мимолетно и лживо. Вечной бывает только печаль». Франсуаза Саган. «В память о лучшем» — эта книга — как дневник или беседа с читателем и с самой собой. Честный, откровенный разговор.

Саган, Ф. Приблуда / Ф. Саган. — Москва: Эксмо, 2010. — 191 с.

Деньги и женщина – две страсти владеют душой скромного бухгалтера, нежданно-негаданно оказавшегося обладателем настоящих сокровищ. Но, увы: они – преступного происхождения. Чтобы сохранить обретенное богатство, герой романа готов пойти на низость, обман и унижение. Но… Способен ли он переступить через любовь?

Саган, Ф. Неясный профиль / Ф. Саган. — Москва: Эксмо, 2010. — 191 с.

«Неясный профиль» — это вновь роман о любви, ее превратностях и ловушках, о вещах, убивающих брак, о том, как трудно устоять на ногах, когда любовь уходит.Франсуаза Саган верна себе: ее проза – прозрачная, изящная, лишенная позы – доставляет радость все новым поколениям читателей.

Саган, Ф. Ангел-хранитель; Сигнал к капитуляции / Ф. Саган. — Москва: Эксмо, 2010. — 286 с.

Основная тема обеих вошедших в книгу повестей — женское сердце. Это откровенный дневник, анатомия любви, описанной так, как она есть, невзирая на не раз предъявленные автору обвинения в излишнем пристра­стии к эротике. Действие первой повести переносит читателя в салоны высшего парижского света, второй — в мир Голливуда, но обе они отличаются стремительным сюжетом, почти детективными поворотами событий, нео­жиданными концовками. Их не прочитываешь, а проживаешь, как собст­венную, внезапно нахлынувшую любовь.

Саган, Ф. Смятая постель / Ф. Саган. — Москва: Эксмо, 2011. — 319 с.

Там, где бушуют настоящие страсти, нет места ничтожным страстишкам. Противостоять большой любви почти невозможно, когда на твоем пути встречается кто-то единственный и неповторимый. И ради настоящего счастья можно пройти и через тяжкие муки.

Саган, Ф. Женщина в гриме / Ф. Саган. — Москва: Эксмо, 2011. — 479 с.

Самый большой по объему роман, «самая занятная и непохожая на мои произведения книга», так отзывалась Франсуаза Саган о «Женщине в гриме». В первые она оценила силу вдохновения, которая спасла знаменитую писательницу от горечи и злости, от тоски и презрения, от обрушившихся на нее жизненных испытаний. «У меня сложилось ложное, но устойчивое ощущение, что моя жизнь проходит там, на большом корабле рядом с героями романа, и что прочее мое существование больше не в счет». 
Это увлекательное, веселое, романтичное путешествие в музыкальном круизе по Средиземноморью на корабле «Нарцисс» в компании французской светской знати подарит читателям невероятное удовольствие.

Саган, Ф. Здравствуй, грусть: роман / Ф. Саган. – Москва: Эксмо, 2011. — 127 с.

«Здравствуй, грусть» — роман, с которого началась ранняя и стремительная творческая дорога великой Франсуазы и который так же, как и полвека назад, расходится огромными тиражами и зажигает сердца миллионов читателей во всем мире. Невиданный успех этого романа принес Франсуазе Саган престижную литературную премию Критиков, а также всемирную известность и богатство. По словам самой писательницы, «эта искренняя и откровенная книга в равной степени проникнута чувственностью и чистотой, той взрывоопасной смесью, что сегодня волнует так же, как вчера. От нее веет непринужденной естественностью и той совершенно бессознательной жизненной энергией, которой нас одаривает уходящее детство».

Саган, Ф. Через месяц, через год: роман / Ф. Саган. — Москва: ЭКСМО — Пресс, 2001. — 255 с.

«Любовь делает женщин безвольными», — пишет Саган в книге «Через месяц, через год«. И это — лейтмотив всей книги. Николь любит Бернара, а он снисходительно позволяет себя любить. Любит же он совсем другую женщину — Жозе, которая великодушно не собирается отнимать его у жены. Саган тонко, максимально правдоподобно описывает чувства героев. Она позволяет читателю взглянуть на ситуацию с позиции Николь, которая любит мужа и хочет всеми доступными способами удержать его; с позиции Жозе, которая отвергает любовь женатого мужчины; и наконец, с позиции самого Бернара, которому, поверьте, тоже непросто живется.

Саган, Ф. Окольные пути: роман / Ф. Саган; пер. А. Щедров. — Москва: ЭКСМО — Пресс, 2002. – 319 с.

«Окольные пути» — еще одна вариация на тему любви и человеческих взаимоотношений от несравненной Франсуазы Саган. Любовь может подарить человеку счастье, а может разрушить его жизнь и лишить всяких надежд. Она нередко приходит окольными путями и выбирает для этого самый неожиданный момент… Четверо завсегдатаев светских салонов летом 1940 года бегут из оккупированного фашистами Парижа и прячутся на маленькой ферме. Кардинальная смена уклада жизни, разрыв с прежними привычками связали этих совершенно непохожих людей. Но именно здесь, ощутив муки отчаяния и одиночества, они испытали мгновения подлинного счастья.







Яндекс.Метрика