Виртуальная выставка «Великий драматург» к 110-летию писателя Жана Ануя


Виртуальная выставка «Великий драматург» к 110-летию писателя Жана Ануя

К 110-летию со дня рождения французского писателя, драматурга и сценариста, видного деятеля французской литературы ХХ века Жана Ануя (1910-1987).

 

Жан Ануй – один из величайших драматургов ХХ века, автор, чьи произведения вот уже много десятилетий не сходят с лучших театральных сцен мира.  Он одинаково хорошо и в современном прочтении античных мифов,  послуживших основой для самых ярких его пьес, и в оригинальном творчестве,  исполненном глубочайшего психологизма и почти пугающего знания человеческой души.

 

Биография

Жан Мари Люсьен Пьер Ануй (Ануйль) — (1910-1987 гг.) родился в небольшой деревне близ Бордо (Франция). По национальности баск. Семья писателя не принадлежала к аристократическому кругу. Отец, Франсуа Ануй, был обычным портным, а мать, Мари-Магдален, скрипачкой. Мать частенько брала его на выступления, так что он еще в юном возрасте был знаком с жизнью театрально-музыкальной богемы, что в дальнейшем отобразил в своем творчестве. В 1918 семья переехала в Париж, где Жан окончил лицей, а также успешно поступил на юридический факультет Сорбонны. Вскоре, проучившись полтора года, был вынужден покинуть изучение права и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Свою первую работу в рекламном агентстве писатель позднее вспоминал без сожаления и говорил, что написание рекламных слоганов способствовало развитию краткости и точности.

Первую самостоятельную пьесу «Горностай», Ануй написал в 1931, затем до 1960 г. Ануй писал по пьесе почти каждый год. Успех пришёл в 1937 после того, как пьеса «Пассажир без багажа» была поставлена на парижской сцене. Международную популярность Ануй приобрёл после Второй мировой войны. До 50-х годов в общей сложности пишет и самостоятельно ставит четыре десятка произведений. В 1967 Жан Ануй возвращается с автобиографическим произведением «Дорогой Антуан».

Ануй написал сценарии к нескольким фильмам, среди них «Месье Винсент» (1947) и «Маленький Мольер» (1959). С возрастом Ануй все больше делался отшельником, а также сбегал из театра до окончания премьер. В 80-х у Ануя проявилась тяжелая сердечная болезнь, и он окончательно перебрался в Швейцарию, где и прожил до конца свою жизнь.

 

Творчество

Его творчество — это «интеллектуальный театр», откровенно условный, где игра ума воплощается в трагическом или комическом гротеске. Ануй любит использовать знакомые всем сюжеты из мифологии или истории и наполняет старую форму мифа новым содержанием: он смешивает исторические эпохи, его герои заранее знают исход трагедии, они говорят современным языком.

Главная тема Жана Ануя — столкновение романтического идеала с реальной жизнью. Бескомпромиссный герой гибнет — тогда это трагедия. Но можно всё превратить в весёлую игру, отнестись к серьёзному несерьёзно — тогда это комедия с подчёркнуто условным счастливым концом.

 

На выставке представлены:

 

Пьеса «Горностай» стала сенсацией парижской сцены. Главный герой, молодой Франц, нищий воспитанник богатой герцогини, жаждет денег, «чтобы быть счастливым», так как удел бедняков — убожество тяжёлого и безрадостного труда, неприемлемого для тонкой натуры. Юноша благороден и отвергает «грязные» деньги, но всё же убивает старуху, чтобы, получив наследство, жениться на её внучке, в которую он романтически влюблён.

В послевоенных пьесах Ануя его вчерашние герои превратились в резонёров и ворчунов, поскольку из идеального пространства мифа они переместились в обыденную жизнь. Так появились сатирические комедии «Колючие пьесы» (1956 г.). Автор с печальной иронией смотрит на современный мир. В пьесе «Сумасброд, или Влюблённый реакционер» (1959 г.) герой, старомодный идеалист, отвергает «общество потребления», с его комфортом и представлениями о жизни как о сплошном удовольствии, где нет места трагическому героизму. Эта его «старомодность» вдруг приобрела актуальность на пороге XXI в. И Ануй, как жаворонок, стал её предвестником.

 

 

В этот сборник вошли классические пьесы автора, которые и сегодня не утратили своей беспощадной актуальности и с успехом  идущие в лучших  мировых театрах.

«Пассажир без багажа» — антивоенная драма, посвященная трагической судьбе потерявшего память «неизвестного героя» — искалеченного войной человека, равно чужого всем в окружающем его «мирном» мире.

Столь же чужда  буржуазному обществу, лживому ханжескому и полному условностей, и героиня пьесы «Дикарка» —  Тереза, вызывающая своей искренностью у окружающих ее людей недоумение и возмущение.

И конечно, жемчужиной  сборника остается один из немеркнущих шедевров Ануя –  «Эвридика»(1942 г.), его прославленное переложение античного мифа.

 

 

 

В сборник вошли три пьесы Жана Ануя, которые позволяют читателю увидеть многогранность таланта великого драматурга.

Трагическая вершина творчества Ануя — пьеса «Антигона» (1943 г.) —  классика интеллектуальной трагедии ХХ века, сложная, чеканно-красивая современная версия античного мифа, которая под пером Ануя превращается в яростную историю о юношеском максимализме, жажде истины, и неизбывной человеческой тяге к свободе. Поставленная в разгар войны и оккупации, она поднимает проблему выбора, проблему совести, проблему преступной власти и сопротивления ей.

«Приглашение в замок» — изящная, насмешливая комедия нравов с чередой смешных сюжетных положений и карнавалом легкомысленных, обаятельных персонажей.

«Коломба» — психологическая драма  о вечной  «утрате невинности» и «воспитании чувств» — печальная и тонкая история наивной молодой женщины, то ли теряющей, то ли, напротив, заново обретающей себя в богеме «веселых 20-х»

 

 

В сборник вошли два шедевра Жана Ануя – две пьесы, ставшие своеобразным эталоном интеллектуальной исторической драмы ХХ века. Жанна д’Арк и Томас Бекет. Образы, растиражированные культурой века и века назад, превратившиеся в наши дни в своеобразные «стилистические иконы» Однако под пером Ануя эти иконы оживают, обретают человеческие черты. А Жанна д’Арк и Томас Бекет предстают перед нами на переломном, трагическом этапе своих судеб, когда перед ними оказывается жестокий выбор : отречься от того, что они считают истиной, — или умереть.

Чтобы сделать правильный выбор, и великому государственному деятелю и неграмотной девчонке из лотарингской деревни  предстоит вступить в противоборство с самым сильным противником – СОБОЙ.

Бунт героини — знаменитой Жанны д’Арк из пьесы «Жаворонок»— исполнен смысла: она восстаёт против ограниченности личных интересов, во имя спасения Франции. Гуманизму Жанны противостоит инквизитор, доказывающий, что «тот, кто любит человека, не любит Бога». Они ведут спор о природе человека. Утверждение инквизитора, будто человек — «воплощение греховности, заблуждений, бессилия», Жанна не опровергает, но дополняет: «А также и силы, и отваги, и света». Такова она сама, действующая не по сухому велению долга, а по велению сердца, как бы по наитию свыше. Она — жаворонок, птица утра, предвещающая солнечный день, расцвет своей родины. Не случайно пьеса начинается с конца — с суда над Жанной, завершается же не сожжением её на костре, а триумфом Жанны — коронацией нового короля. Да, эпизоды истории переставлены, но ведь мы смотрим не историческую драму, а философскую игру на хорошо известную тему.

 

 

В сборник вошли классические пьесы Жана Ануя, жемчужины его творческого наследия.

«Орнифль, или Сквозной ветерок» (1955 г.)озорная трагикомедия о бойком модном поэте, живущем не всерьез, а понарошку творящем, и карающем его за  грехи молодости сыне, являющем собой в равной степени и пуританское неумение прощать, и античную силу рока. Любимые герои автора всегда молоды. С юношеским максимализмом они не принимают унылую прозу жизни и выбирают бунт, пусть бессмысленный и разрушительный, зато честный и благородный. Мы всей душой сочувствуем юным героям, отстаивающим свою правду, свои высокие чувства, но и невольно задумываемся о том, что от пошлости жизни с её жёсткими правилами никуда не деться. Пытаться прожить жизнь по законам красоты тоже опасно: легко сбиться на красивое позёрство, пустой жест, как главный герой пьесы.

Пьеса «Подвал» — модернистская драма-антиутопия, в которой писатель зло и остроумно высмеивает и доводит до абсурда отношения между «высшими» и «низшими» классами и саму идею социального неравенства.







Яндекс.Метрика