Виртуальная выставка «Чудесный мир шедевров»


Виртуальная выставка «Чудесный мир шедевров»

Третья способность души после ума и воли

— творчество.
Василий Андреевич Жуковский

 

Живопись – одна из форм искусства, при этом форма яркая и зримая. К теме искусства, к теме предназначения художника обращались писатели  разных стран и в разные исторические эпохи, которых привлекал мир живописных образов, мир художников, создающих нетленные произведения. Каждый писатель вносил в эту тему что-то свое, глубоко прочувствованное, но было и общее, что объединяет столь разных писателей, как Н. В. Гоголь, Э. По, О. Уайльд, И. Шмелев и многие другие. В произведениях мировой художественной литературы немало примеров того, как способно повлиять на сердце, душу и разум человека настоящее искусство  — от загадочного портрета Дориана Грея до украденного «Щегла» Донны Тартт.

 

 

Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» — чрезвычайно интересное произведение о красивом юноше, чей портрет стареет в замкнутой комнате, но сам герой остается молодым. Когда одурманенный Бэзил Холлуорд рисует портрет прекрасного Дориана Грея, он боится, что вложил в него слишком большую часть своей души. Но именно Дориан, под влиянием обаятельного  лорда Генри, отдал картине часть себя. В то время как портрет стареет, а Дориан нет, он превращается в «человека без души», пытающегося получить впечатления и удовольствия любой ценой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Роман Вирджинии Вульф «На маяк» — поток рассуждений о жизни, любви и природе памяти – это также история о неуверенности и борьбе за творчество. Летом, когда многочисленные гости приехали погостить у семейства Рэмзи и их детей, одна гостья, Лили Бриско, начинает рисовать портрет миссис Рэмзи, которая является объектом преклонения ее гостей. Десять лет спустя, после смерти миссис Рэмзи, Лили возвращается и заканчивает картину, в качестве напоминания о семейных поездках на маяк. В процессе она мысленно возвращается в то лето и осознает, что ее обожаемая миссис Рэмзи превращала повседневные моменты в нечто невероятное —  она умела «останавливать время», как истинный художник.

 

 

 

 

 

Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой» — эта книга способствовала написанию пьесы, созданию фильма и послужила причиной тысяч отпусков в Гааге. Любуясь картиной Вермеера с таким же названием, Шевалье вдохновила скрытая глубина взгляда натурщицы. Это послужило мотивом для создания истории о Грете, служанке, которая по причине своего интереса к искусству, сближается со своим хозяином.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Роман Донны Тартт «Щегол» начинается с описания, как мать главного героя — Тео Деккера показывает ему ее любимую картину в музее. Несколько мгновений спустя ее убивает взрыв. Тео смог выжить и мужчина, находящий при смерти, просит его забрать картину «Щегла» Карела Фабрициуса. Проходят годы, и Тео тайно хранит ее, как символ чистоты и связь со своей матерью. История Тартт о силе одной единственной картины и искусства в целом, написана просто блистательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Роман Орхана Памука «Меня зовут красный» — яркая, многоголосная история о Стамбуле 16 века, описывающая события, связанные с убийством миниатюриста, работающего над таинственной книгой для султана. Но это не обычная детективная история. Памук пытается разобраться в смерти, любви и природе искусства в исламском искусстве. Книга, которую, как и шедевры искусства, можно трактовать по-разному.

 

 

 

 

 

 

 

 

Герой романа У. Сомерсета Моэма «Луна и грош» — Чарльз Стрикленд, биржевой маклер, бросает свою жену и детей, чтобы стать художником в Париже и Таити. Моэм озадачено наблюдает за Стрикленд, за тем, как тот, без малейших угрызений совести, разрушает жизни своих близким. Навеянное жизнью и творчеством Гогена, это произведение изображает художника монстром, движимым одержимостью рисовать несмотря ни на что.

 

 

 

 

 

 

 

Роман Майкла Фрейна «Одержимый». Одного взгляда на незнакомую картину в загородном доме своего соседа достаточно, чтобы Мартин Клей поверил, что он нашел неизвестную ранее картину Брейгеля старшего. Его интриги и ожидания становятся все более невероятными, разрушая его жизнь и брак. Внушительное историко-искусствоведческое исследование в форме комедии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение» — одна из самых знаменитых историй о любви. «Гордость и предубеждение» не является романом, насыщенным искусством, но именно с картиной связан один из его важнейших моментов. Когда Элизабет Беннет посещает Пемберли (произведение искусства само по себе), ее мнение о мистере Дарси, которого она отвергла, начинает меняться. Важный момент наступает, когда она видит его портрет в галерее. «…Она простояла несколько мгновений перед картиной, с увлечением рассматривая ее…». Возможно, именно в это мгновение она влюбилась, что подтверждает — искусство может изменить нашу жизнь.

 

 

 

 

 

 

Роман «Картинки с выставки» — новая книга мастера нон-фикшн Александра Гениса, затейливая и азартная прогулка для глаза и ума. Шедевры, как мощи святых, меняют тех, кто в них верит. И чем больше мы знаем о картине, тем больше мы хотим узнать о себе : о том, как будем чувствовать себя в ее присутствии… Живопись – трансформатор повседневности, и, деля с ним одно пространство, мы попадаем в силовое поле, преображающее жизнь в искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

Повесть «Неупиваемая Чаша» затрагивает проблему предназначения художника, вообще – роли искусства в жизни людей. Сюжет «Неупиваемой Чаши» напоминает немного житие – житие праведника.

Иван Шмелев рассказывает о судьбе Ильи, единственного сына крепостного дворового человека, маляра: «Жил он на скотном дворе, с телятами. Без всякого досмотра, — у Божья глаза. Топтали его свиньи и лягали телята; бык раз поддел под рубаху рогом и метнул в крапиву, но божий глаз сохранял». Необыкновенное присутствие Бога рядом с Ильей продолжается всю повесть: чудесные глаза на небе, сны, иконы. Связь жизни Ильи с Богом, его вера, начались с его первого посещения монастыря. «…Радостно трудился в монастыре Илья. Еще больше полюбил он благолепную тишину, тихий говор и святые на стенах лики. Почуял сердцем, что может быть в жизни радость…». Всю жизнь Илья стремится в этот монастырь, вспоминает старика Арефия, которому так полюбился за «пригожесть и тихий нрав». Там Илья получает те знания, которые никто после этого: ни Иван Михайлович, ни итальянец Терминелли – дать не смогли. То время в монастыре дало душе Ильи почву, где вырос его необыкновенный талант. Вскоре он покидает монастырь, чтобы ехать на обучение в Италию. Там его ждет все, о чем он только ни мечтал: доброта людей, воля, веселые праздники, прекрасные церкви. Но Илья, понимая, что его место не тут, в процветающей Италии, его служение не в том, что описывает ему Терминелли, поэтому он уезжает обратно в Россию, в свою Ляпуновку.

Там он вновь принимается за работу: расписывает стены монастыря. Вскоре приходит посмотреть на его работу барин и барыня. «… И он ее увидел. Увидел нежную красоту ее – радостные глаза звезды, несбыточные, которых ни у кого нет, кроткие черты девственного лица, напомнившие ему его святую Цецилию, совсем розовый рот, детски полуоткрытый, и милой платье, падающее прямыми складками. В белом платье была новая госпожа — в первый раз видел ее Илья так близко. Юной и чистой, отроковицей показалась она ему. Белой невестой стояла она посреди церкви, с полевыми цветами…».

Илья влюбляется в барыню. Анастасия стала его музой. Вдохновленный ею, пишет он лучшие свои произведения: ее портрет, образы Неупиваемой Чаши, Георгия Победоносца. В ней для Ильи были олицетворены вся красота, вся гармония мира, его божественное начало. Любовь художника и Анастасии духовна, влюбленным не нужны были слова, для них довольно было мимолетного взгляда, чтобы понять чувства и мысли друг друга. Шмелев показывает нам, какие чудеса может творить искусство, освященное любовью, как может оно исцелять. Вскоре умирает барыня, а вслед за ней и Илья, оставляя в монастыре написанную им чудотворную икону.

 

 

 

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь рассказывает о двух художниках, один из которых трудился над картинами вдохновленно, бескорыстно, оттачивая и совершенствуя свой талант, второй же растратил данный ему дар, превратив в источник дохода. Такая проблема выбора встает перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, истинные шедевры искусства живут и прославляют их авторов в веках, а созданные ради обогащения приносят лишь материальные блага.

 

 

 

 

 

 

 

Написанную несколькими годами позже, в другой стране, в другой реальности новеллу Эдгара Аллана По «Овальный портрет» роднит с гоголевской повестью «Портрет», попытка ответить на вопрос, в чем смысл и предназначение искусства. Путник останавливается в покинутом замке на ночлег. Чтобы как то скоротать время, он рассматривает картины и читает описания к ним в томике, найденном на подушке. Передвинув канделябр, он неожиданно видит в нише комнаты, дотоле скрытой тенями, удивительную картину — портрет юной девушки. Что-то неведомое и странное притягивает взгляд к портрету и что-то, столь же страшное, — отталкивает. Девушка, вне всяких сомнений, была очень красива, но другое поражало в ней: «Как я понял, волшебство заключалось в необычайно живом выражении, которым я был сперва изумлен, а под конец и смущен, и подавлен, и испуган». Рассказчику кажется, будто девушка совсем живая. Заинтересованный, он принимается читать историю портрета. Художник, его нарисовавший, был мужем юной женщины, изображенной на картине. Он — художник, «обрученный с Живописью», она — «дева редчайшей красоты» Она полна жизни, муж захвачен искусством. Ему нужна новая всепобеждающая картина, ее устраивает их реальная жизнь. Он рисует, она позирует. Он полностью уходит в тяжкий процесс перекачивания всех красок жизни с красивого лица на равнодушный холст. «И он не желал видеть, что краски, которые наносил он на холст, он отнимал у той, которая сидела пред ним и становилась час от часу бледней и прозрачнее». Она отдала свою жизнь художнику ради лучшего его творения: «Когда оставалось лишь наложить последний мазок на уста и в последний раз едва тронуть кистью очи, снова встрепенулся дух прекрасной дамы, точно огонек угасающего светильника. И тогда наложен был мазок, и кончик кисти едва коснулся очей на холсте; и на миг художник застыл в восхищении перед тем, что он создал; но в следующее мгновенье, все еще не сводя глаз с портрета, он затрепетал и весь побледнел, вскричал, объятый ужасом: «Да ведь это сама жизнь!». Весь свет, вся чистота и добро, красота и лучезарность, вся жизнь, заключенная в юной женщине, были переданы портрету.

 

Писатели, жившие в разные исторические эпохи, затрагивали один и тот же круг вопросов: каким должно быть истинное искусство? Каким должен быть настоящий художник? И несмотря на различия в писательской манере, во взглядах, их идеи чрезвычайно близки. Поэтическое выражение этих мыслей находим в прекрасных стихах Бориса Пастернака:

 

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только- до конца.

 







Яндекс.Метрика