Книжная выставка «Серебряный гений серебряного века… »


Книжная выставка «Серебряный гений серебряного века… »

С 15-31 октября на Абонементе художественной литературы  Национальной библиотеки Республики Бурятия открывается книжная выставка« Серебряный гений серебряного века… », посвященная 140-летию со дня рождения Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева).

 

«В жизни символиста – все символ.

 Не-символов – нет.»

М. Цветаева.

 

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) – (1880-1934 гг.) —  русский писатель, поэт, критик,  один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма.

В ряду видных представителей русского символизма Андрей Белый выделяется исключительной широтой творческого самовыражения. Один из наиболее интересных писателей начала ХХ века, Белый в то же время – создатель индивидуального прозаического жанра («симфоний») и романов, представляющих новаторское явление в литературе. Один из главных идеологов символизма, много сделавший для обоснования его философии и эстетики, Белый был и ведущим критиком этого направления.

 

Биография

 

26 октября 1880 года, в Москве появился на свет Борис Николаевич Бугаев, в литературном мире – Андрей Белый. Отец, Николай Васильевич, преподавал математику в Московском университете, имел профессорское звание и был деканом факультета. Мать Бориса – Александра Дмитриевна, была аристократкой и, к тому же, очень красивой женщиной. С нее писал картину знаменитый К. Маковский.

Детство Белого прошло на Арбате – в типичном «профессорском» районе старой Москвы – в самом тесном соприкосновении с ученой средой того времени, которая и предопределила его профессиональный выбор.

Закончив мужскую гимназию Поливанова, в 1899 году поступает на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1903 году успешно закончил его, на всю жизнь сохранив интерес к математике, физике, химии, естествознанию. Юношеское увлечение романтической поэзией и новейшие явления западноевропейской литературы – поэзия Верлена, драматургия Метерлинка, сопровождается интересом к философии и эстетике Шопенгауэра, Вл. Соловьева, Ницше, чьи мысли об особом месте музыки в ряду других искусств окажут сильное воздействие на подход Белого к проблемам художественного творчества и на его первые литературные опыты. В 1921 год Борис примкнул к компании писателей-символистов: Гиппиус, Мережковский, Брюсов. В этот же период он выбирает себе звучное литературное имя – Андрей Белый. Девиз Андрея Белого заключён в его псевдониме – «Белый» — единство из пестроты красок, единство, возникающее из радужной пестроты жизни, символ «богопознания». Весь его жизненный и творческий путь раскрывает эти странные и завораживающие стороны личности Андрея Белого.

 

Творчество

В 1903 году, будучи уже выпускником университета, Белый активно участвует в создании общества «Аргонавты», в которое вошли молодые писатели-символисты. Через 3 года кружком был выпущен литературно-философский сборник «Свободная совесть». В этот период издаются произведения в его собственном жанре «симфоний» – «Северная, героическая», и «Драматическая». Одновременно с ними выходит цикл стихотворений «Призывы». В 1904 году началось тесное сотрудничество с А. Блоком, и в том же году Белый снова поступает в свой университет, но уже на историко-филологический факультет. Проучившись 2 года, Андрей уходит из университета и полностью погружается в литературу.

 

В течение года, с 1906 по 1907 гг. Белый путешествует по Европе, надолго задерживается в Мюнхене, затем в Париже. Продолжается его сотрудничество с Гиппиус и Мережковским. Вернувшись в Россию, он пишет статьи о символизме, участвует в диспутах, сотрудничает с печатными издательствами. 1909 год ознаменовался выходом двух сборников его стихотворений «Пепел» и «Урна», в которых раскрывается широкая и обобщенная панорама России и переживания автора за отчизну.

В этом же году Белый обращается к созданию прозаических произведений, в которых пытается высказать свои взгляды на прошлое, настоящее и будущее России. Это романы «Серебряный голубь» (1909),  «Петербург» (1913), «Москва» (1926-1932 гг.)

 

«Серебряный голубь» — первое крупное произведение Андрея Белого, вобравшее в себя всю силу и блеск его поэзии, оригинальное по форме и содержанию. Роман детально воссоздает крестьянский, городской и поместный бытовой уклады, подробно рисует психологические мотивы поведения персонажей. Судьба и характер главного героя, Петра Дарьяльского, трагедия его любви и стремление постичь глубину души русского народа, весьма показательны для духовных исканий начала прошлого века. В этом романе Андрей Белый рассуждает над извечным противостоянием Запада и Востока, разума и чувства, просвещенной науки и народных верований.

 

В романе «Петербург» Белый попытался дать, широко используя символику, гротеск, сатиру, свое истолкование истории России. Прежде всего этим произведением Белый продолжает развитие «петербургской» темы, воплощенной в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского. Столицу России автор называет «русской подделкой под европейский город». С петровской эпохи, считает писатель, принесшей в Россию западную цивилизацию, «надвое разделились и самые судьбы Отечества».

 

Роман «Петербург» считается одним из шедевров литературы ХХ столетия. Писатель представляет город в образе живого человека, наделенного своим собственным характером. Все события происходят осенью, которая подается как символ ускользающей жизни, грязи и сырости, а сам город – как мрачный склеп. Медный всадник у Белого олицетворяет разрушение и предстает как знамение апокалипсиса. Петербург в подаче Белого – символ всей России в пределах одного населенного пункта.

 

Андрей Белый возлагал большие надежды на революцию. Он считал, что эти события воскресят духовное развитие страны. Откликом на эту тему стала поэма «Христос воскрес». В эти годы он ведет просветительскую работу, читает лекции населению, издает журнал. С 1921 по 1923 годы Белый проживал в Германии, и возглавлял редакцию альманаха «Эпопея», издаваемого на русском языке. За это время свет увидели десятки его сочинений. Вернувшись в Россию, Белый задумывает написать драму на основе романа «Петербург». Премьера спектакля состоялась во МХАТе в 1925 году.

 

Последним крупным произведением в жизни Андрея Белого стал роман «Москва» (1926-1932 гг.) — экспериментальный как по языку, ритму, типу повествования, так и по воплощенным в нем образам, идеям и темам. Роман был задуман Белым как большое полотно о судьбе России и сердце её – Москвы. Роман  «Москва» состоит из трех томов, из которых каждый — законченное целое». Автор сталкивает две эпохи, описывая Москву дореволюционную и новую, послеоктябрьскую. Москва не просто место действия романа, — это главный герой произведения, Москва предвоенного 1914 года. Город изображён в то время, когда он застраивался многоэтажными домами, отчего возникали причудливые сочетания старого и нового, деревянного и каменного, низкого и высокого. Придуманные дома и настоящие. Сюжет романа построен на противоположностях – точность совмещается с неопределенностью, недосказанностью, загадочностью, подлинное с придуманным, реальное с фантастическим. Автор использует в тексте романа (как художественный приём) символ разрыва – прерывистость времени и форм повествования в целом, в обрывах диалога, в разорванной фразе с осколками слов и даже звуков.

Это роман-предупреждение, и своего рода поле раздумий о будущем России в трагический XX век. Роман «Москва» недостаточно изучен в отечественной и зарубежной филологии и подчас понимается «как темный, загадочный текст, который не поддается расшифровке».

В 1926 году вышли две части трилогии «Москва», в 1932 году была издана третья часть «Маски».

В последние годы жизни вышла его «Автобиографическая трилогия».

( Трилогия. Том I: На рубеже веков; Том II: Начало века; Том III: Между двух революций) — это выдающееся литературное произведение, в котором Россия 1880-х – 1912 годов представлена в образе русской интеллигенции. Андрей Белый рисует яркую картину обильного, кипящего жизненной энергией общественного слоя, состоящего из талантливых, а то и гениальных, великолепно образованных людей, — литераторов, ученых, философов, художников, музыкантов, политиков, театральных деятелей. Все они находились в постоянном духовном поиске путей осуществления будущего — страны, Европы, всего Мира. Поскольку разброс их мнений по любым вопросам был необыкновенно велик, они объединялись в многочисленные группы, находившиеся в жесткой конфронтации друг с другом. Критический уровень в этой среде был очень высок, и неиссякаемый поток творческой продукции: выставок, спектаклей, концертов, публикаций, лекций, выступлений блистал талантом, оригинальностью, высоким профессионализмом, эрудицией и красотой. В этих условиях незрелые мысли, ложные концепции, неработоспособные подходы не имели шансов на выживание; в яростной, эмоциональной, полемике оттачивалось видение будущего, которое надвигалось из-за горизонта переломного момента истории. Не остается никаких сомнений, что, описывая это красочное кипение культурной жизни, Андрей Белый по ней отчаянно ностальгировал, поскольку в 20-е годы эту цветущую клумбу пролетариат придавил сапогом, а, в начале 30-х, когда мемуары писались, то, что еще оставалось, он растер каблуком. Результат оказался такой же, как в рассказе Рэя Брэдбери о машине времени и раздавленной бабочке. Но Андрей Белый не собирался писать «в стол», поэтому тут и там в тексте сделаны вставки, в которых он из всех сил старается подкузьмить существующей власти, упоминая Маркса и даже Ленина, о котором российское общество ничего не знало вплоть до 1917 года. Несмотря на сомнительность уверений автора в его радикальной политической левизне, мемуары в цензурированном виде были изданы небольшим тиражом в начале 1930-х годов.  В советское время мемуары Андрея Белого не переиздавались вплоть до 1990 года, и нигде не упоминались. Теперь трилогия переиздана, и может быть рекомендована всем, кто очарован Россией Серебряного века. Есть еще одна причина интереса к этим мемуарам – в них описывается период 1900 – 1914 годов, который историки называют первой эпохой глобализации.

В последние годы Андрей Белый выпускает заметки «Ветер с Кавказа», и философские этюды .

В 1934 году газета «Известия» поместила некролог за подписями Б. Пильняка, Б. Пастернака и Г. Санникова, в котором сообщалось:

«8 января, в 12 ч. 30 мин. дня умер от артериосклероза Андрей Белый, замечательнейший писатель нашего века, имя которого в истории станет рядом с именами классиков не только русских, но и мировых. Имя каждого гения всегда отмечено созданием своей школы. Творчество Андрея Белого — не только гениальный вклад как в русскую, так и в мировую литературу, он – создатель громадной литературной школы. Перекликаясь с Марселем Прустом в мастерстве воссоздания мира первоначальных ощущений, А. Белый делал это полнее и совершеннее. Джемс Джойс для современной европейской литературы является вершиной мастерства. Надо помнить, что Джемс Джойс — ученик Андрея Белого. Придя в русскую литературу младшим представителем школы символистов, Белый создал больше, чем все старшее поколение этой школы, – Брюсов, Мережковские, Сологуб и др. Он перерос свою школу, оказав решающее влияние на все последующие русские литературные течения».

 

 

На выставке представлены поэзия и проза Андрея Белого :

 

Александр Блок, Андрей Белый. Диалог поэтов о России и революции : поэзия / составление, вступительная статья и комментарий М. Ф. Пьяных. — Москва : Высшая школа, 1990. — 686, [1] с., [2] л. портр. ; 20 см. — (Библиотека студента-словесника).

Белый, А. Избранная проза / А. Белый. – Москва : «Советская Россия», 1988. – 461, [2].

Белый, А. Собрание сочинений. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере / А. Белый; Сост., подгот. текста, коммент. и послесл. И. Н. Лагутиной. — Москва : Республика, 2000. — 719 с.

Белый, А. Серебряный голубь : роман / А. Белый. — Москва : АСТ : АСТ МОСКВА : ХРАНИТЕЛЬ ; Минск : Харвест, 2007. — 319 с. ; 21 см. — (Книга на все времена).

Белый, А. Петербург : роман / А. Белый. — Санкт-Петербург : Азбука-Классика, 2004. — 435, [2] с.

Белый, А. Москва / А. Белый ; [составитель, вступительная статья и примечания С. И. Тиминой ; художник В. И. Юрлов]. — Москва : Советская Россия, 1989. — 766, [2] с.

Белый, А. Собрание стихотворений, 1914 / А. Белый ; издание подготовил А. В. Лавров. — 2-е издание, репринтное. — Москва : Наука, 2014. — 456 с.

 

Список использованной литературы :

 

Андрей Белый: pro et contra: : Личность и творчество Андрея Белого в оценках и толкованиях современников : Антология / [Сев.-Зап. отд-ние ин-т ; сост., вступ. ст., коммент. А. В. Лаврова ; отв. ред. Д. К. Бурлака]. — Санкт-Петербург : издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2004. — 1047 с. ; 21 см. — (Серия «Русский путь»).

 

Андрей Белый. Публикации. Исследования : [сборник] / Российская академия наук, Институт мировой литературы им. А. М. Горького ; [редактор-составитель А. Г. Бойчук]. — Москва : Издательство Института мировой литературы, 2002. — 363, [2] с.

 

Андрей Белый . [Электронный ресурс] . – Режим доступа : //

https://spadilo.ru/biography/andrej-belyj/, свободный

 

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) . – Режим доступа : //

https://biographe.ru/znamenitosti/andrey-beliy/, свободный.

 

Демин, Валерий Никитич. Андрей Белый : биография отдельного лица / В. Н. Демин. — Москва : Молодая гвардия, 2007. — 413 с. : фото ; 21 см. — (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 1047). — Библиогр.: с. 409-412.

 

Зайцев, Петр Никанорович. Воспоминания : [последние десять лет жизни Андрея Белого : литературные встречи] / П. Н. Зайцев ; [сост. М. Л. Спивак ; вступ. ст.: Дж. Малмстад, М. Л. Спивак]. — Москва : Новое литературное обозрение, 2008. — 749 с. ; 22 см. — (Россия в мемуарах).

 

Литературное наследство / [Российская академия наук, Институт мировой литературы им. А. М. Горького]. — Москва : ИМЛИ РАН, 1931 — . — 27 см (в пер.). — ISSN 0130-3627.

Т. 111 : Андрей Белый. Жезл Аарона : работы по теории слова 1916-1927 гг. / составление, подготовка текста, вступительная статья, текстологические справки и комментарии Е. В. Глуховой, Д. О. Торшилова ; ответственный редактор О. А. Коростелев. — 2018. — 959, [1] с.

 

Недошивин, Вячеслав Михайлович (1945- ). Адреса любви : Москва, Петербург, Париж : дома и домочадцы русской литературы / Вячеслав Недошивин. — Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019. — 717, [2] с. : портр. ; 22 см. — (Литературные путеводители).

 

Русская литература 1920 — 1930-х годов. Портреты прозаиков : [в 3 томах] / Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук. — Москва : ИМЛИ РАН, 2016 — . — 24 см (в пер.).

Т. 1, кн. 2 / [редакторы-составители: А. Г. Гачева, С. Г. Семенова, Е. М. Трубилова ; редакционная коллегия: А. Г. Гачаева и др.]. — 2016. — 979, [4] с.






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.


Яндекс.Метрика