Национальная библиотека представляет рассказ Александра Бузина «Садовые гномы»


Национальная библиотека представляет рассказ Александра Бузина «Садовые гномы»

«Садовые гномы»

Имея дело с садовыми гномами, необходимо держать ухо востро – никогда не знаешь, что они могут выкинуть в следующую секунду. С учетом того, что все произошедшее ни при каких обстоятельствах не могло произойти без нашего участия, укорять приходится только себя. Расценивать благие намерения в качестве смягчающих обстоятельств в отношении с виновниками, получалось довольно не долго. По мере того, как окружающий фон нашей новой жизни постепенно терял свою новизну, неприязнь к ним продолжала расти и приобретала все более четкие контуры ненависти, которая, путем вычисления нехитрых лазеек и привела к казни наших лучших ученых. За толстым стеклянным куполом, в котором мы поселились после побега, они были выставлены на всеобщее обозрение привязанные к камням, удерживающим их на дне океана. Так они превратились в средство выражения свершенного акта справедливости, а заодно и снятия некоторого напряжения.

Начиналось все вполне пристойно, как было принято определять любые технологические новшества, ведущие к созданию у следующих поколений веры в хлеб, растущий на деревьях. Вся наша жизнь состояла из череды всплесков идей создания комфорта и сложностей, как средств его преодоления. Мысли, философские труды, массовые движения олицетворяющие освобождение от забот и бытовой зависимости были, по своей сути, настолько восхитительны, что даже при сложившихся обстоятельствах ни разу не подверглись критике. Вместе с тем, именно то, против чего философами и фанатиками велась нравственная война, на деле и оказалось частью свободы. В течение жизни мы могли оставаться в единении с природой или быть похороненными заживо в мире вещей. Наличие этого выбора и означало нашу вольность. Мысль об использовании в сельском хозяйстве работников, созданных биологическим путем, не сияла новизной, однако такой оттенок приобрела впервые. Искусственное выращивание каждого из них представляло собой сложную и дорогостоящую процедуру. К тому же частые несчастные случаи приводили к большим потерям, и, как следствие, к бесконечному созданию новых партий рабочей силы. Продолжалось это около трех лет, пока хозяевам ферм и заводов вконец не надоело выскребать из своих механизмов останки живых волосатых кукол. Так появились гномы – генетически запрограммированные трудяги, ростом в три раза ниже нас, способные к воспроизводству себе подобных. Ошибки предыдущих версий были полностью устранены – удален излишний волосяной покров, из-за которого их часто затягивало в машины; вживлен страх перед сложными механизмами, что отпугивало их и предотвращало гибель. Они видели смысл своего существования в постоянном труде и производстве новых работников. Мы же предстали перед ними живыми богами. Никакого посредничества, никаких ритуалов – мы существовали в реальности. Как часто бывает в природе, от стандартного набора генетических данных, любое живое существо часто переходит к привычкам, делающим его особенным. Мы старались полностью истребить в них чувство индивидуальности, однако попытки эти происходили на нашей планете, так что все подчинялось одним законам природы.

В любой сложной ситуации, длящейся определенное количество времени, существует черта, перейдя которую спасти положение уже не удастся. Мы перешли ее, когда впустили гномов в свои дома. Так уж сложилось, что они вызвали у нас умиление своим видом и повадками, и у кого-то родилась «гениальная» идея о том, что они вполне смогут заменить служанок, уборщиц и даже садовников. Гномы превратились в настоящую торговую марку. Многие организации, занимающиеся генетическими разработками, взялись за производство маленьких помощников по всему миру. Другие, не менее ушлые фирмы создали целую сетку сопутствующих товаров – корма, одежду, маленькие милые домики, инструменты для работы. Почти в каждом доме насчитывалось порядка 4-6 особей мужского и женского полов. Мы дали им новую жизнь, они стали частью семей, практически домашними животными. Мы покупали их в магазинах, нам доставляли их по почте вместе с каталогами новых гномов. Со временем они стали выполнять за нас всю домашнюю работу, а некоторые из них не подпускали нас к своим инструментам и даже бытовым приборам, что вызывало только большее умиление. Мы обленились, расслабились. У наших помощников существовали противники, на мнение которых никто не обращал внимания. В итоге, среди обывателей, в живых остались, практически, только они.

Теперь остается гадать, чем была вызвана их тайная ненависть к нам. Мы пропустили момент, когда у гномов появились от нас секреты, когда они стали действовать сообща. Как оказалось, их совместные планы и общение приобрели стихийный характер. Среди них выделились лидеры, проявившие большую жестокость к своим братьям, вселяя в них страх и злобу. Возможно, они завидовали продолжительности нашей жизни, нашей власти, росту, в конце концов. В любом случае, им потребовалась одна ночь, прошедшая по всей планете, чтобы почти целиком уничтожить ее население. Мы всегда отличались глубоким, почти беспробудным сном и гномы воспользовались этой слабостью, перерезав в темноте своих хозяев. Каждый город, ложившийся на закате спать, рассвета уже не увидел. Спаслись только те, кто жил в последних, на их пути, часовых поясах. Моя семья была среди них. Мы укрылись во временных убежищах, что дало возможность подготовиться к последнему отступлению в неизведанную гномами водную стихию. В нашей жизни была еще одна неоспоримая истина, в которую верили все – любая цивилизация достигнет пика своего развития, после того, как создаст оружие, которое полностью уничтожит ее. И в сердцах всегда жила тревога относительно опасности новых изобретений. Идеи создания подозрительных вещей зарубались на корню. Однако пик, в итоге, был достигнут. Конец пришел, когда мы меньше всего ждали. Осознавая то, что у новых поколений гномов постепенно исчезнет память о нас, мы сделали все возможное для того, что убедить их в их природном происхождении. Учеными были разбросаны по всей суше ложные доказательства их эволюции. Периодически находившиеся останки более ранних версий наших работников постепенно уверили гномов, что они являются истинными детьми планеты, когда они начали искать ответы на вопросы о своем существовании. Они забыли о нас. Вера в богов, которых они никогда не увидят, стала для них более удобной. Они расплодились. Подобно вирусу они пожрали и израсходовали почти все природные ресурсы, войнами и опасным производством продолжают убивать все вокруг себя. Пока мы продолжаем исследовать их жизнь, изредка выбираясь из-под воды на летательных аппаратах, они думают, что их посещают представители других галактик. И пока все обстоит именно так, мы можем не переживать о возможном обнаружении. Они называют нашу планету Землей. Я пережил тысячи поколений наших истребителей, тысячи лет и зим, увидел, как окружающие меня превратились в живых призраков. Мне доступны все идеи и мысли представителей моего народа. Но через шестнадцать лет на свет появится мой сын, и я не знаю, как объяснить ему, что он был рожден пленником нашей ошибки. Имея дело с садовыми гномами необходимо держать ухо востро. Они слишком похожи на нас.

Александр Бузин

9 июля 2010 г.







Яндекс.Метрика