Книжная выставка «Классик эпохи джаза»


Книжная выставка «Классик эпохи джаза»

(«Его талант был таким естественным,

как узор из пыльцы на крыльях бабочки».

Э. Хемингуэй)

С 12-30 сентября на Абонементе художественной литературы Национальной библиотеки Республики Бурятия проходит книжная выставка “Классик эпохи джаза”- к 125-летию со дня рождения американского писателя, крупнейшего представителя “потерянного поколения” в литературе Френсиса Скотта Фицджеральда (1896-1940).

 

Френсис Скотт Фицджеральд — безусловный классик американской и мировой литературы ХХ века, один из главных представителей «потерянного поколения», а также создатель такого уникального явления американской культуры, как «век джаза». Всего за 44 года жизни Фицджеральд создал важнейшие произведения своего времени, в которых он наилучшим образом отразил Америку 20-х годов. Фицджеральд был символом той эпохи — больше, чем просто писателем — он стал наиболее ярким и точным выразителем настроения «века джаза» — так называли годы временного послевоенного преуспевания, отмеченные парадным оптимизмом и взвинченной тягой к потреблению. Термин “эпоха джаза”или “век джаза” был придуман самим Фицджеральдом, обозначающий период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов. Однако, несмотря на глубокую и сильную связь с тем временем (а он был, конечно, автором своего времени), Фицджеральд в то же время и перерос ту эпоху, и поэтому сегодня, спустя 125 лет после рождения писателя, его продолжают читать, обсуждать и любить во всем мире.

Биография

Фрэнсис Скотт Ки Фицджеральд появился на свет 1896 года в Сент-Пол, в обеспеченной семье ирландского происхождения. Ещё до его появления, родители уже потеряли двоих детей, поэтому Скотт Фицджеральд был желанным ребёнком. Отец и мать были довольно религиозны, поэтому мальчик воспитывался в католической вере. Но он ходил в обычную школу и был очень разносторонним чадом. Дальнейшая учёба продолжалась уже в Принстоне, где Фрэнсис активно участвовал в играх футбольной команды. Параллельно студент писал небольшие рассказы и пьесы, с которыми часто побеждал в конкурсах. В ту пору у него уже чётко сформировалось желание стать писателем или сочинять музыкальные комедии. Тогда же юному таланту пришлось столкнуться с неравенством. Позднее сам автор подтвердил, что с тех пор у него возникло «недоверие к бездельникам, как к отдельному классу». В 1917 году, незадолго до выпускных экзаменов, парень ушёл добровольцем в армию. Всего лишь за несколько лет сделал отличную военную карьеру и стал адъютантом. Весной 1919 года он демобилизовался.

Личная жизнь и начало творческого пути

Во время прохождения службы в армии он познакомился со своей будущей супругой – Зельдой Сейр. Девушка была из богатой семьи, считалась одной из самых завидных невест города. Поэтому её родители долгое время не давали согласие на такой неравный союз. Так первая помолвка расстроилась: тогда у парня не было стабильного заработка, и последним шансом жениться на возлюбленной был литературный успех. Только после дебюта как писателя Скотт получил одобрение родителей невесты и взял её в законные жёны. С 1920 по 1940 год Фицджеральд состоял в браке с Зельдой Сейр, а спустя год после свадьбы у пары родилась дочь, названная в честь отца Фрэнсис Скотт, но дома ее всегда звали Скотти.

Литературоведы неоднократно подчёркивали, что вторая половина Фицджеральда была его музой. Писатель часто использовал её образ в своих произведениях: это сходство было заметно даже невооружённым глазом каждому читателю.

Творчество

Он рано стал литературной звездой, сразу же после своих первых романов «По эту сторону рая», «Великий Гэтсби» и «Прекрасные и проклятые». Уже первый роман Фицджеральда, «По эту сторону рая», был назван манифестом поколения. Потом были Великая депрессия и болезнь жены, поденная работа на голливудских киностудиях. Любой бы сломался при таких обстоятельствах. А гений Фицджеральда предпочел остаться верным себе, тем, кем он был всегда — голосом своего поколения, блестящим рассказчиком, великолепным стилистом.

Чтобы объяснить, в чем заключается уникальность творчества Ф. С. Фицджеральда, предлагаем вашему вниманию несколько его книг. Ознакомьтесь с ними, выберите какое-нибудь из произведений и скорее начинайте читать, потому что никто не может рассказать лучше о Фицджеральде, чем сам Фицджеральд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«По эту сторону рая». Это первое большое произведение, созданное Фицджеральдом. Он был молод, беспечен и потрясающе талантлив, поэтому первый свой роман он написал о себе, о своем времени, о трагической любви и о месте человека в этой жизни. Как и сам автор, главный герой Эмори Блейн прошел суровую школу Первой мировой войны, но остался тем же «романтическим эгоистом» (так сначала и хотел назвать свой роман писатель) — типичным представителем золотой молодежи «эпохи джаза».

“Великий Гэтсби” — вершина не только творчества Фицджеральда, но и одно из высших достижений в прозе ХХ века. Книга эта живет вне времени, ибо, повествуя о сломанных судьбах поколения “века джаза”, давно стала универсальным символом бессмысленности погони человека за ложной целью. Ликующая, искрометная жажда жизни главных героев, стремление к любви, манящей и ускользающей,

волнующая погоня за богатством – но вот мечта разбивается под звуки джаза, а вечный праздник оборачивается трагедией. Впервые блистательный роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» был экранизирован в Голливуде в 1926 г., в 2013 году вышла новая экранизация с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

(«Мой роман — о том, как растрачиваются иллюзии, которые придают миру такую красочность, что, испытав эту магию, человек становится безразличен к понятию об истинном и ложном».

Ф. С. Фицджеральд)

Написанный в 20-е годы прошлого века, этот роман понятен и интересен современному читателю, который узнает в его героях себя. Ведь во все времена приходится выбирать между славой, богатством и — любовью.

«Ночь нежна» — один из самых сильных и глубоких романов Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, трагическая история талантливого врача-психиатра Дика Дайвера и его жены Николь, история любви, страданий, стремления сохранить брак, творческой и моральной деградации, происходящей в сверкающем, веселящемся и праздном мире «очень богатых людей».

Пережив моменты невероятной славы и успеха в 20-е годы (прежде всего благодаря «Гэтсби»), Фицджеральд оказался в глубоком жизненном и творческом кризисе в 30-е. Плодом этого кризиса, самой выстраданной и поэтому самой важной для него книгой стал роман «Ночь нежна». Эта книга не столь известна и популярна, как «Великий Гэтсби», но в ней мастерство Фицджеральда проявляется едва ли не ярче, чем во всех остальных его произведениях. В течение 10 лет писатель работал над историей о непростой жизни и любви доктора Дика Дайвера на Французской Ривьере. Книга была не понята критиками и читателями, но сам автор считал ее лучшей в своем творчестве. В ней Фицджеральд расправляется с романтическими иллюзиями своей юности и невероятно точно отражает отчаяние собственной и общечеловеческой жизни.

“Последний магнат” — незавершенный роман писателя.

Если «Великий Гэтсби» и «Ночь нежна» — те книги, которые Вам обязательно понравятся при первом чтении, остальные романы писателя тоже не оставят вас равнодушными. Все дело в том, что все романы Фицджеральда так или иначе автобиографичны. Почти в любом главном герое можно найти черты самого писателя, а во всех женских персонажах отражается любовь, жена и муза Фицджеральда, одновременно его счастье и проклятие, по имени Зельда. Именно поэтому и два первых романа писателя, и его последний незавершенный все равно можно считать классикой: они написаны тем же прекрасным языком, в них действуют все те же мечтательные юноши («романтические эгоисты») и роковые девушки и в них все так же чувствуется удивительная противоречивость жизни, в которой страдание и счастье, молодость и смерть, прагматизм и романтизм идут рука об руку.

Говоря о Фицджеральде, почти все сначала вспоминают романы. Но он был не только романистом и малую форму любил не меньше, чем крупную. Фицджеральд владел искусством кратко, точно и изощренно выразить оригинальную мысль, описать яркий характер и передать атмосферу времени. Большинство рассказов автора — настоящие литературные бриллианты, сделанные рукой мастера, просто и непринужденно.

«Загадочная история о Бенджамине Баттоне” — рассказ о мужчине, который родился в возрасте 80 лет, а затем… начал молодеть. Этот человек, как и каждый из нас, не мог остановить время. Его путь в ХХI век, берущий свое начало в Новом Орлеане в 1918 году в самом конце Первой Мировой войны, будет столь необычен, что вряд ли мог иметь место в жизни кого-либо другого. Фильм повествует о судьбе уникального человека, о людях и событиях, что ждут его впереди, о любви, которую он обретет и потеряет, о радостях жизни и грусти потерь и о том, что остается с нами вне времени. В форме фантастической истории ю предлагается задуматься над важнейшими вопросами — вопросами скоротечности жизни и важности каждого ее мгновения.

“Последние капли счастья” (сборник) — рассказы Ф.С. Фицджеральда — «»маленькие жемчужины»» психологической прозы — то нежной и поэтичной, то язвительно-ироничной. Мир блистательный, непредсказуемый, завораживающий, сотканный из переживаний, иллюзий и заблуждений. В сюжетные линии рассказов искусно вплетены лирико-романтические и фантастические мотивы. Дыханием юности проникнуты строки великого Фицджеральда

“Успешное покорение мира” — третий сборник не опубликованных ранее произведений великого американского писателя! Впервые на русском!

Три цикла то смешных, то грустных, но неизменно блестящих историй от признанного мастера тонкого психологизма; историй о трех молодых людях — Бэзиле, Джозефине и Гвен, — которые расстаются с детством и готовятся к успешному покорению мира. И что немаловажно, по-русски они заговорили стараниями блистательной Елены Петровой, чьи переводы Рэя Брэдбери и Джулиана Барнса, Иэна Бэнкса и Кристофера Приста, Шарлотты Роган и Элис Сиболд уже стали классическими.

Список использованной литературы :

Зверев, А. Фрэнсис Скотт Фицджеральд / А. Зверев //Избранные произведения : в 2 томах / Ф. С. Фицджеральд. — СПб : Художественная литература, Санкт-Петербургское отделение, 1993. — Т. 1. — С. 5-26.

Тернбулл, Э. Скотт Фицджеральд / Э. Тернбулл ; [перевод с английского Е. Логинова и Г. Логиновой ; предисловие и комментарии М. Кореневой]. — Москва : Молодая гвардия, 1981. — 315, [4] с. — (Жизнь замечательных людей : серия биографий ; вып. 12 (607)).

Фрэнсис Скотт Фицджеральд. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://24smi.org/celebrity/5501-frensis-skott-fitsdzherald.html, свободный.

 

 






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.


Яндекс.Метрика