ПРЕМЬЕРА УДАЛАСЬ


ПРЕМЬЕРА УДАЛАСЬ

Изображение 037

23 января в Бурятском республиканском театре кукол «Ульгэр» прошла премьера спектакля «Муму» по повести И.С. Тургенева. Режиссер-постановщик – артист — кукловод театра, студент Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств Алдар Хишектуев. Это его дипломная работа и первый режиссерский опыт в профессиональном театре.

Отличительной особенностью данной постановки, прежде всего, стало то, что  юный режиссер взял в работу великий классический материал. «Муму» И.С. Тургенева – харизматичная повесть, прочитанная не одним поколением людей. Она наполнена глубоким философским смыслом, который понятен и детям, и взрослым.

Сюжет произведения узнаваем и прост. Престарелая вдовствующая барыня «выписывает» из деревни в «штат» своей многочисленной дворни сильного, могучего, работящего глухонемого Герасима, сделав его дворником и сторожем. «Крепко не полюбилось ему его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту… Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется… скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы… поставили на вагон железной дороги… и вот… мчат его теперь со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть…»

Полюбилась Герасиму прачка барыни Татьяна. Но жил в составе многочисленной прислуги барыни «один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький… Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона» и решила женить его на Татьяне. Все боялись, что об этом узнает Герасим, и подговорили Татьяну прикинуться пьяной, потому как Герасим терпеть не мог пьяных. Татьяна, сопротивляясь, сделала этот неверный шаг и навек потеряла своего возлюбленного, будучи отвергнута богатырем и отдана замуж за пьяницу Капитона…

Через год «молодую чету» спровадили в деревню. Загоревав, Герасим отправился на реку, увидел там маленького щенка и принес его к себе в каморку. Сучка выросла красивой собачкой, преданной и умной… Но случилось другое несчастье. Барыня, увидев Муму, как прозвали собачку, приказала привести ее к себе и напоролась на неприятие своей личности «скверной собачонкой». Она тут же приказала избавиться от нее. Горемыка Герасим, всеми силами оберегавший Муму, превозмогая душевные муки, утопил свою любимицу в реке. А потом ушел от барыни в деревню…

И вот, написав учебную инсценировку, юный артист-кукловод представил на суд своих педагогов, одногруппников, коллег по театру оригинальную версию.

Спектакль буквально с первых минут завораживает зрителя хорошо построенными действиями главных героев и персонажей; ярко представленными актерским составом куклами, талантливо выполненными художником, художником-конструктором и бутафорами; уникальной сценографией, имеющей выигрышный прием трансформации детали; выразительной игрой артистов-кукловодов.

В спектакле четко читается сверхзадача режиссера-постановщика о бесконечном вращении колеса российской истории, когда и в нынешнюю эпоху мир контрастно поделен на богатых и бедных, может быть, и скорее всего,  еще в большей мере, ставящий на поверку дня эту контрастность.

Постановщик в органической связи соединяет драматическое, трагическое и комическое, ни в коей мере не забывая о последнем. Потому как в юморе всегда видна непобедимая душа народной драматургии, в данном случае, народной повести. И в спектакле предстают очень узнаваемые и в то же время гротесковые образы россиян.

Поблагодарить за это от всего сердца хочется артистов-профессионалов: заслуженного артиста Республики Бурятия Дымбрыла Улзутуева, Нину Зоркольцеву, Ирину Лобанову, Татьяну Пестереву, Петра Хараева. Это они в полной мере помогли своему товарищу в нерабочее время создать новый спектакль.

Хочется сказать о счастливом «дебютном» тандеме режиссера-постановщика А.Хишектуева и художника-постановщика Аюны Бармитовой. Пришедшая в прославленный театр недавно, проникнувшись замыслом режиссера, Аюна постаралась в необычном образном решении отразить внутренний мир героев и смысл постановки. Ее умело «выписанные» декорации трансформируются из дома барыни в роковую лодку, на которой Герасим уплывает в неизвестность…

Интересен и оправдан режиссерский прием соединения живого персонажа с образом куклы (артист Петр Хараев в образе Человека от театра и Герасима с куклой собаки очень убедителен).

Конечно, не все удалось воплотить в полной мере. Не хватает пространственного решения, нет законченности композиционной структуры, требуется доработка светорежиссуры… Но «лиха беда начало». Всему свой срок. Главное, что Государственная аттестационная комиссия оценила дипломную работу выпускника на «отлично», а театр берет спектакль в свой репертуар.

Надо отметить, что Алдар  Хишектуев пришел служить в театр «Ульгэр» в 2005 году совсем юным человеком. Его преданность избранной стезе, любовь к театральному искусству, личный творческий поиск подвиг его пройти по трудной и радостной студенческой колее и ответственно выйти на суд самой пристрастной аудитории с первой выстраданной постановкой.

Считаю, что Алдар счастлив «вдвойне» — его наставниками являются два значимых в нашем театральном искусстве человека, два Лауреата Национальной премии России «Золотая маска»: художественный руководитель театра «Ульгэр», Заслуженный деятель искусств РБ Эрдэни Бато-Очирович Жалцанов и мастер курса специальности «НХТ» квалификации «Режиссер любительского театрального коллектива», педагог-режиссер, профессор ВСГАКИ, Заслуженный деятель искусств РФ Туяна Буяртуевна Бадагаева.

В конце целесообразно привести высказывание главного художника театра, Заслуженного деятеля искусств РБ О.В. Акимовой: «Премьера удалась. Главное, чтобы для Алдара это была не «лебединая песня», а хороший повод для дальнейшего решительного шага в театральную режиссуру».

В добрый путь, Алдар!

 

 

Руководитель литературно-драматической

части театра «Ульгэр», доцент ВСГАКИ,

Заслуженный работник культуры РБ Андрей Овчинников

 

 







Яндекс.Метрика