Книжная выставка «Россию в слове сотворить…»


Книжная выставка «Россию в слове сотворить…»

С 01-15.10.2023 на Абонементе художественной литературы Национальной библиотеки открывается книжная выставка «Россию в слове сотворить…», посвящённая  150-летию со дня рождения русского писателя, публициста, православного мыслителя, представителя консервативно-христианского направления русской словесности Ивана Сергеевича Шмелева.

Я  не собираюсь учить любви к Родине : многие знают это лучше меня,

 доказали на деле и носят доказательства в себе. 

Я хочу выбить из души искры. Острей ощутить утраченное, без чего жить нельзя.

Если бы все мы любили так, как те, кто отдавал себя за родину ! За что отдал?!

А мы, за что влачимся вдали от той, которая носила полное тайны имя – Россия ?!

Я хочу попытаться сказать – за что …подумать о том, как найти Родину и сделать её своей и светлой» 

(И. Шмелев)

Иван Сергеевич Шмелев —  (1873-1950) – один из наиболее русских писателей эмиграции. Публицист, православный мыслитель из московского купеческого рода Шмелевых, представитель консервативно-христианского направления русской словесности. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Один из тех, чье творчество воспринимается как связь с утраченной родиной, как глубочайшая нравственная ценность.

Поэт, представитель русской поэзии Серебряного века Константин Бальмонт сказал о Шмелеве: «Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелев – самый русский. Ни на минуту в своём душевном горении он не перестаёт думать о России и мучиться её несчастьями».

Иван Сергеевич Шмелев родился  в Кадашевской слободе Замоскворечья 21 сентября (3 октября) в 1873 году, в верующей в православное христианство купеческой семье. Свою писательскую деятельность Шмелев начал еще обучаясь в гимназии. Преподаватель Федор Цветаев (дядя известной поэтессы Марины Цветаевой) за его шуточные сочинения всегда ставил «5» с тремя плюсами. Эти шуточные рассказы были с фантазией и их читали даже старшеклассники. А ребята в его классе, называли его за болтливость и воображение «римским оратором».

Женился Иван Сергеевич рано, в 18 лет на Ольге Александровне Охтерлони, с которой прожил в браке 41 год. Ольга Александровна по мужской линии  была из старинного шотландского рода Стюартов. Деды ее служили генералами. Будущая супруга обучалась в Петербуржском Патриотическом институте, где обучались все девушки из военных семей. Родители Ольги арендовали квартиру в Шмелевском доме, где молодые и познакомились во время каникул.

Чувствуя, что жажда знаний уводит его от самого главного в жизни – веры, Шмелев решает в свадебное путешествие отправиться на Ваалам. Перед самым отъездом, молодого писателя благословляет в дорогу преподобный старец Троице- Сергиевой Лавры, Варнава Гефсиманский со словами : «Превознесешься своим талантом».

После посещения святого острова Ваалам, было написано первое произведение. Известность пришла к И. С. Шмелеву уже в 1911 г. после публикации повести «Человек из ресторана». Судьба «маленького человека» становится в творчестве Шмелева зеркалом, в котором отражается и оценивается все «содержание» жизни, «правда», которую ищет и писатель, и герой повести. Уже в рассказах автора за 1914-1915 гг. слышна нарастающая тревога : война не только разрушила размеренный уклад, но и лишила человека нравственной опоры: выбросила из привычной, хотя и трудной колеи в бездорожье. В 1915 году чета Шмелевых провожает единственного сына Сергея на фронт. Писатель как никто понимает, что сын обязан послужить отечеству, однако гнетущее предчувствие его не покидает.

Революцию 1917 года Шмелев принял, подобно всей народной интеллигенции, однако после кровавого октября, его взгляды  резко изменились. Осенью 1920 г. был расстрелян его сын Сергей, офицер царской армии, которому тогда было 25 лет. Эта трагедия развила тяжёлую душевную депрессию Шмелёва.

Во всем его дальнейшем творчестве можно найти её отзвуки, как бы ни укрыта, затаена была личная боль автора. Два года спустя, в эмиграции, Шмелев за четыре месяца напишет «Солнце Мертвых» —  произведение, донесшее до сегодняшних дней остроту событий, переломивших не только жизни людей, но и историю народа. Новый период в творчестве писателя начинается после его эмиграции из России в 1922 году и представлено в основном рассказами-памфлетами: «Каменный век» (1924), «Два Ивана» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925). Для этих произведений характерны мотивы критики «бездуховности» западной цивилизации и боль за судьбу, постигшую родину писателя после Гражданской войны. В Париже зародилась его дружба с эмигрировавшим  русским философом Иваном Александровичем Ильиным. Здесь же он стал печататься в русскоязычных эмигрантских изданиях. Вышедшая в 1924 году книга писателя «Солнце мертвых», впервые в истории русской литературы обрела широкую популярность среди европейского читателя.

В произведениях, написанных спустя несколько лет: «Русская песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего приятеля» (1928), «Обед для разных», — на первый план выходят картины «старого житья» в России вообще и Москве в частности. Для них характерны красочные описания религиозных празднеств и обрядов, прославление русских традиций. В 1929 году вышла книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», посвящённая тяжёлым судьбам представителей русской эмиграции. В 1930 году был опубликован лубочный роман Шмелёва «Солдаты», сюжетом для которого послужили события Первой мировой войной. Наибольшую известность принесли Шмелёву романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933—1948), дающие широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Эти произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья.

Даже эмигрировав, Шмелев остался (а вернее – в полной мере стал) национальным писателем. В 20 – начале 30-х годов Шмелев создаёт свою Россию – целый мир, ушедший из гремящего ХХ в., — «страну, которой нет на карте. Иван Сергеевич жил в двух планах : один – это существование писателя-эмигранта с его материальными и житейскими невзгодами и печалями. Другой – это был целый мир, какое то мистическое житие в России. Именно тогда написаны романы «Лето Господне», «Богомолье», «Няня из Москвы» и сборники рассказов, которым сам Шмелев дал подзаголовок «Про нашу Россию».

Находясь в эмиграции Иван Сергеевич страстно мечтал вернуться в Россию. Он даже приезжал в Прибалтику чтобы через границу сорвать несколько русских цветов. В Псковско-Печерском монастыре (в то время  считавшийся частью Эстонии) ощутить силу русской веры, и близость к своим корням, истокам. Вся его тоска по родине и вере отразилась в его романе «Лето Господне».

Последнее десятилетие стало наиболее сложным в жизни писателя. Недолго прожив после смерти сына умирает жена.  Смерть Ольги Александровны  была тяжёлым ударом для И. С. Шмелёва: он утратил опору, много лет поддерживавшую его. В 1936-1937 гг. Иван Сергеевич думает и о завершении своего пути, разбирает рукописи и переписку, раздаёт личные вещи. Дописав первую часть «Пути небесные» буквально за несколько дней до смерти жены, писатель обрывает работу над романом. Но, именно во время безнадёжности, сомнений и глубокого одиночества, Шмелёв неожиданно получил первое письмо Ольги Александровны Бредиус — Субботиной – пока ещё просто одной из его «по-читательниц».

Между ними начинается переписка, которая со временем перешла в «роман в письмах». И, который, по глубокому убеждению самого Ивана Сергеевича Шмелёва, стал одним из главных событий его жизни, вобрав в себя всё, пережитое и написанное, принесший новые жизненные силы и творческие планы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переписка Ивана Сергеевича с Ольгой Александровной Бредиус – Субботиной началась в 1939 г. К этому времени И. С. Шмелев — признанный писатель. Позади огромный жизненный и творческий опыт. Уже написаны его глубокие  произведения, по которым и сейчас мы представляем себе творческий облик И. С. Шмелева.  Тематика переписки И. С Шмелёва и О. А. Бредиус-Субботиной была широкой – литературные и художественные течения русской эмиграции, судьбы Православной Церкви в СССР и за рубежом, догматика и религиозная философия, пути возрождения России. Иван Сергеевич обращался к Ольге Александровне по поводу своих лучших произведений, специально перепечатывая и исправляя их для неё. Понимая её одарённость, И. С. Шмелёв советовал ей вернуться к творчеству, разбирая и оценивая её работы в своих письмах.

Что же представляли письма Шмелёва к ней? Прежде всего, это «дневник писателя» за последние 12 лет: повседневная жизнь в Париже, картины оккупации, англо-американская бомбёжка, нужда, постоянные заботы о пропитании, болезни, поездка на год в Швейцарию, литературные выступления, его оценки себя и близких – и это всё изо дня в день. Нередко Шмелёв обращается к прошлому, вспоминая детство, жизнь в деревне, рождение сына, первые произведения. Одна из постоянных тем  переписки – отношение Шмелёва к писательству, истории русской литературы и её предназначению.

Ивану Шмелёву было не дано завершить «Пути небесные». Роман остановился на слове, которое явилось завершающим и всеисчерпывающим: «…Евангелие…тут всё». Но «духовный роман», как называл его сам Шмелёв, был осуществлён в переписке с Ольгой Александровной : «Жизнь написала роман. Сего не выдумать. Это сердца наши – себя отдали» (из письма 21.02.1947).

В 1950 году Иван Сергеевич умирает от сердечного приступа. Смерть стала символичной — именно  24 июня  в день именин иеромонаха Варнавы, писатель приезжает в русский монастырь Покрова Божьей Матери в местечке Бюсси- ан- Отт. И в этот день, в лоне монастыря он безмятежно отдает богу свою душу.

Только лишь в 2000 году, прах писателя и его супруги Ольги Александровны, с целью исполнения последней воли был перевезен в Россию. Захоронены останки четы в Донском монастыре близ своих родственников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 Приглашаем Вас посетить Абонемент художественной литературы  Национальной библиотеки Республики Бурятия. Добро пожаловать!

 

 

 

 







Яндекс.Метрика