Книжная выставка «Так, словно был свидетелем эпохи…» к 90-летию со дня рождения В. Пикуля


Книжная выставка «Так, словно был свидетелем эпохи…» к 90-летию со дня рождения В. Пикуля

Уважаемые читатели!

С 10 июля по 30 июля на Абонементе художественной литературы

отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия

открывается  книжная выставка «Так, словно был свидетелем эпохи …»

к 90-летию со дня рождения русского советского писателя

Валентина Саввича Пикуля (1928-1990)

Литература не живет одной книжкою, а целыми библиотеками;

искусство выражается в собраниях музеев, но только не одной картиной,

а жизнь человека сама по себе, хочет он того или не хочет,

растворяется в эпохе, словно кристалл соли в разъедающем его растворе. 

 

В. Пикуль «Честь имею»

 

Валентин Пикуль – русский советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику.

Валентин Саввич Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Иногда местом его рождения ошибочно указывают посёлок городского типа Кагарлык (Украина), однако на самом деле там родился не сам Пикуль, а его отец. Савва Михайлович Пикуль (1901 г.р.) — отец будущего писателя был призван для службы на Балтийский флот, где служил матросом на миноносце «Фридрих Энгельс». В 1939 году его перевели на новую судоверфь в городе Молотовске (ныне Северодвинске). Вскоре вслед за ним на Север перебралась и семья. Мать писателя — Мария Константиновна (девичья фамилия — Каренина) — была из крестьян Псковской губернии.

Летом 1941 года Валя Пикуль гостил у бабушки в Ленинграде и остался в городе, блокированном немцами. Его вместе с матерью вывезли из Ленинграда по «Дороге жизни» в 1942 году. После возвращения в Молотовск Валентин сбежал на Соловки, в школу юнг на Соловецких островах. Отец перевёлся в морскую пехоту и годом позже старший политрук Пикуль Савва Михайлович, состоявший в Политуправлении СФ, пропал без вести в боях под Сталинградом в феврале 1943 года. Мать Валентина Пикуля прожила долгую жизнь и умерла в 1984 году.

В 1943 году Пикуль окончил школу юнг  по специальности «рулевой-сигнальщик» и был отправлен на миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны. После победы был отправлен в Ленинградское подготовительное военно-морское училище. По его представлению курсант Пикуль в 1946 году был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Но в 1946 году его отчислили «за нехваткой знаний». После войны Пикуль работал начальником водолазного отряда, служил в пожарной части, но главным интересом его жизни стала литература. Он много времени посвящал самообразованию, ходил в литературный кружок, которым руководила В. К. Кетлинская. Также начал посещать объединение молодых писателей, которым руководил В. А. Рождественский. В это время Пикуль подружился с писателями В. А. Курочкиным и В. В. Конецким.  Знакомые звали их «три мушкётера».

Первый опубликованный рассказ Пикуля вообще не имел к истории никакого отношения — это была познавательная статья о женьшене, увидевшая свет в 1947 году. Писатель-самоучка обдумывал замысел своего первого романа, когда ему на глаза попалась книга о миноносцах Северного флота. Пикуль счёл её очень скучной и решил, что может по этой близкой для себя теме написать значительно лучше. Но несколько вариантов задуманной повести были им уничтожены, поскольку Пикуль посчитал их неудачными. Тем не менее, часть этих материалов была опубликована в виде фрагментов в таллиннской флотской газете «На вахте».

Настоящий успех к Пикулю пришёл в 1954 году после выхода его первого романа «Океанский патруль», посвящённого борьбе с гитлеровцами в Баренцевом море. И хотя впоследствии сам писатель считал эту книгу неудачной, он получил высокие оценки критиков и стал членом Союза писателей СССР.

Морская тема была одной из основных в его творчестве, но далеко не единственной. Его произведения охватывали несколько веков истории России, начиная от времён создания Российской империи и заканчивая Великой Отечественной войной. При этом стоит уточнить, что Пикуль не был историком, а только создателем исторических романов, что давало ему возможность авторского вымысла. Стиль Пикуля совершенно не походил на классические исторические романы советской эпохи. В свои книги автор вкладывал личное отношение, рисовал предельно объёмные образы героев, показывал их эмоции и переживания, красочно описывал быт той эпохи. При этом главными героями Пикуля часто становились не выдуманные персонажи или прототипы известных фигур, а самые что ни на есть реальные исторические личности. В середине 1960-х годов писатель начал создавать свой уникальный исторический архив. Чтобы как-то упорядочить почерпнутую из книг информацию, он на каждого исторического деятеля заводил собственную карточку, в которой отмечал основные вехи его жизни, а также перечислял источники, где об этом человеке можно было почитать подробнее.

В начале 1960-х Пикуль переехал в Ригу, где и прожил до самой смерти. Именно там он создал самые известные свои произведения. Первый исторический роман Пикуля под названием «Баязет» вышел в свет в 1961 году. Вслед за этим романом, хорошо принятом критиками и читателями, последовали и другие — сначала «Париж на три часа» в 1962 году, затем — «На задворках великой империи» в 1964 году, далее «Из тупика» в 1968 году и «Реквием каравану PQ-17». Триумфальный успех ждал роман «Пером и шпагой», опубликованный в московском журнале «Звезда» в 1971 году. После выхода номера с этим романом Пикуль проснулся знаменитым.

Последний роман, над которым работал Пикуль до последних дней — «Барбаросса», посвященный событиям Второй мировой войны. Он планировал написать два тома. Закончив работу над первым томом, Пикуль рассчитывал перейти к написанию книги «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), а затем создать второй том «Барбароссы». Однако он успел написать лишь большую часть первого тома романа «Барбаросса», во время работы над которым скончался.

Также он вынашивал замысел романа «Аракчеевщина», к которому уже собрал весь материал. В замыслах остались романы о балерине Анне Павловой — «Прима»; о художнике Михаиле Врубеле — «Демон поверженный»; о старшей сестре Петра I — Софье — «Царь-баба».

Его в своё время называли «русским Дюма», и это очень точная характеристика. Ведь Франция, созданная Александром Дюма, кардинально отличалась от Франции реальной. Тому, кто вырос на «Трёх мушкетерах», трудно смириться с мыслью, что Ришелье, Анна Австрийская, Бэкингем в реальности были совершенно не похожи на то, как их описал Дюма. Но писательский гений оказался сильнее исторической правды. Практически та же ситуация и с произведениями Пикуля. Его историческое повествование — авторский взгляд на эпоху, не претендующий на абсолютную объективность.

Настоящая заслуга Валентина Пикуля заключается в том, что он сумел разбудить у миллионов читателей неподдельный интерес к истории. Многие современные профессиональные историки признаются, что на выбор их жизненного пути повлияли книги Пикуля, прочитанные в юности. А то, что многое в его романах не подтверждается историческими документами, этим история как наука и отличается от художественной литературы.

Общий тираж книг при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) составил 20 миллионов экземпляров. Получаемые за книги деньги автор часто жертвовал на то, что считал нужным: например, Государственную премию РСФСР за роман «Крейсера» он передал жителям Армении, пострадавшим от землетрясения 7 декабря 1988 года, премию Министерства обороны за роман «Из тупика» отдал рижскому госпиталю, где лечились воины-«афганцы», гонорар за роман «Фаворит» внёс в Латвийский фонд мира.  В 1985 году Пикуль награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

Валентин Саввич был трижды женат. Последнюю жену, а ныне его вдову, зовут Антонина Ильинична Пикуль. Антонина Ильинична ведёт большую работу по увековечению имени писателя и пропаганде его творчества. Из-под её пера вышло несколько книг о В.С. Пикуле: «Валентин Пикуль. Из первых уст», «Уважаемый Валентин Саввич!», «Валентин Пикуль. Я мерил жизнь томами книг», «Живёт страна Пикулия», а также фотоальбом «Жизнь и творчество Валентина Пикуля в фотографиях и документах». За эту писательскую деятельность А. И. Пикуль была принята в Союз писателей России.

Валентин Саввич Пикуль умер 16 июля 1990 года, так и не реализовав многие свои идеи. Не был написан второй том романа «Барбаросса», книга «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), исторические романы о царевне Софье, балерине Анне Павловой, художнике Михаиле Врубеле…

 

 

Пикуль был чрезвычайно плодовитым автором по меркам времени. За 40 лет литературной деятельности Валентин Пикуль создал около 30 романов и повестей:

Океанский патруль (1954)

Баязет (1961)

Плевелы (1962)

Париж на три часа (1962)

На задворках великой империи (1964-1966)

Из тупика (1968)

Реквием каравану PQ-17 (1970)

Моонзунд (1970)

Пером и шпагой (1972)

Звёзды над болотом (1972)

Мальчики с бантиками (автобиографический) (1974)

Слово и дело (1974-1975)

Битва железных канцлеров (1977)

Богатство (1977)

Нечистая сила (1979, полностью — 1989)

Три возраста Окини-сан (1981)

Фаворит (1984)

Каждому своё / Под шелест знамён (1983)

Крейсера (1985)

Честь имею (1986)

Каторга (1987)

Ступай и не греши (1990)

Морские миниатюры.

Неоконченные произведения:

Барбаросса (Площадь павших борцов) (1991)

Аракчеевщина

Псы господни

Янычары

Жирная, грязная и продажная.

Книги Пикуля и сейчас продолжают пользоваться большим спросом и издаются и переиздаются практически ежегодно многотысячными тиражами.

На выставке представлены произведения Валентина Саввича Пикуля: «Моонзунд; Миниатюры», «Океанский патруль», «Барбаросса», «Псы господни», «Фаворит», «Слово и дело», «На задворках Великой империи», «Миниатюры», «Реквием каравану PQ-17; Мальчики с бантиками», «Нечистая сила», «Каждому свое», «Крейсера», «Пером и шпагой», «Каторга», «Честь имею», «Ступай и не греши», «Баязет».

Приглашаем Вас посетить Абонемент художественной литературы

отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия.

Добро пожаловать!







Яндекс.Метрика