Вопрос [Якутск]: Здравствуйте, мне нужна помощь. Я пишу доклад про духов охоты и леса. Я хочу спросить про Манахана. Можете найти в произведениях писателей его упоминание ?


Вопрос [Якутск]: Здравствуйте, мне нужна помощь. Я пишу доклад про духов охоты и леса. Я хочу спросить про Манахана. Можете найти в произведениях писателей его упоминание ?

Здравствуйте. Для начала работы предлагаем следующие материалы. (Источники выполнения: ИПС Google).

1. Абаев Н. В. Горловое пение как специфическое искусство тэнгрианской цивилизации татаро-монголов Саяно-Алтая / Н. В. Абаев // Перекресток цивилизаций. Книжное приложение : межд. краевед. альм. – 2018. — №03 (160); То же [Электронный ресурс]. — URL: https://books.google.ru/books?id=NQx2DwAAQBAJ&pg=PT31&lpg=PT31&dq=%D0%A6%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD+%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%85%D0%B0%D0%BD+%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B8&source=bl&ots=xWXBiccdVV&sig=X-AfsBpjUpLAGTqjBA1dZt6FL0E&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjA9ofk1YrfAhWLp4sKHTGBBosQ6AEwAnoECAMQAQ#v=onepage&q=%D0%A6%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%20%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%85%D0%B0%D0%BD%20%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B8&f=false (08.12.2018)

2. Амулакова Б. Э. Мотив чудесного рождения героя в сказочном эпосе монгольских народов и калмыцком «Джангаре» // Эпическая поэзия монгольских народов Элиста. -1982. — С. 43-49.

3. Банзаров Д. Чёрная вера, или шаманство у монголов // Банзаров Д. Собр. соч. / Д. Банзаров. – М., 1955. – С. 71-72.

Аннот.: Банзаров Дорджи (1822 — 1855), ориенталист, бурятский ученый-востоковед, буддист, принадлежал к древнему роду Урянхай. В своей статье «Черная вера» Д. Банзаров сделал подробное описание древней религии монголов, изложил взгляды бурятских язычников XIX в. Он снабдил свое сочинение большим количеством блестящих исторических экскурсов и в заключение сделал вывод: «так называемая шаманская религия, по крайней мере у монголов, не могла произойти от буддизма или какой-либо веры». Шаманизм возникает в точке схождения и взаимодействия двух миров: природы и человеческого духа.

4. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят / Г. Р. Галданова. Отв. ред. Л. П. Потапов. — Новосибирск, 1987. – 116 с.; То же [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23731955_32399423.pdf (08.12.2018)

Аннот.: В монографии на основе полевого этнографического материала, а также литературных источников дана обобщенная характеристика доламаистских верований бурят Забайкалья, подвергшихся ламаизации в XVII-XIX вв. В результате сравнительного анализа источников с привлечением материалов по тюрко-монголоязычным народам проведена частичная реконструкция древних народных представлений о природе и человеке, отражены шаманистские верования забайкальских бурят, причем значительное внимание уделено вопросу о белом и черном шаманстве, сделана попытка определить своеобразие шаманизма в ламаизированных районах Бурятии. Данные по традиционным верованиям представляют дополнительный источник при разрешении вопросов историко-культурных и этнических связей бурят с другими народами.

5. Ляхова Ю. В. Чем опасен однорогий зверь: духи охоты и другие локальные духи в монгольском фольклоре / Ю. В. Ляхова // Вестн. РГГУ. Сер. «История. Филология. Культурология. Востоковедение». – 2016. – С. 39-48; То же [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chem-opasen-odnorogiy-zver-duhi-ohoty-i-drugie-lokalnye-duhi-v-mongolskom-folklore (08.12.2018)

6. Миягашева С. Б. Охотничьи ритуалы бурят в шаманских рукописях // Изв. лаборатории древних технологий. — 2017. — Т. 13. — № 4 (25). — С. 85-97; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://oaji.net/articles/2017/5754-1520257611.pdf (08.12.2018)

Аннот.: Статья посвящена изучению традиционной обрядности охотничьего промысла у бурят, которая отражена в синкретической ритуальной практике. В так называемые «шаманские рукописи» вошли наиболее популярные и значимые обряды, к которым, например, относятся охотничьи ритуалы. Несмотря на достаточную изученность промысловых традиций монгольских народов, интерес представляет изучение семантики ритуальных обрядов, выявление архаических элементов, таких как магические, мифологические, и их сопоставление с ритуалами, предписанными буддийской традицией. Для этого в статье проведен анализ и представлена характеристика охотничье-промысловых ритуалов бурят, которые отражены в обрядовых текстах категории сан-чога. К ним относятся молитвы, посвященные божеству охоты Манахану, а также саны очищения ружья и тороков конского седла. Обсуждаются вопросы эволюции образа божества охоты Манахан-хана, выявляются общие черты и параллели с локальными божествами.

7. Неклюдов С. Ю. Манахан // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М., 1980–1982 (1-е изд. и все последующие). – Т. 1. – С. 28–29.

8. Памятники фольклора монгольских народов в 10-ти томах. – М., 2015. — Том I. Героический эпос «Джангар». – 1056 с.

Аннот.: Издание представляет исследования и тексты героического эпоса «Джангар», сказаний о прославленном народном герое – о богатыре Джангаре и его воинах. В книгу включены известные на сегодня калмыцкие и монгольские версии поэм «Джангара». Калмыцкий корпус тома основан на записях двадцати двух песен из репертуара калмыцких сказителей — Ээлян Овла, Мукебюна Басангова, Давы Шавалиева, а также самых ранних записей «Джангара», осуществленных в середине XIX в.

Монгольский корпус «Джангара» включает лучшие песни эпоса из числа распространенных в Монголии. Во вступительном исследовании раскрывается история собирания, записи, исследования эпоса, анализ арсенала художественных средств, обзор национальных версий эпоса, комментарии и словарь. Представлен раздел о музыке эпоса с нотным приложением и аудиодиском с записями исполнения «Джангара» известными джангарчи прошлого и настоящего. Издание адресовано фольклористам, литературоведам, этнографам, культурологам и всем интересующимся традиционной народной культурой монгольских народов.

Также рекомендуем ознакомиться с информацией порталов:

Курай. Мой друг Тэнгри // https://www.hunting.ru/blogs/view/150227/ (08.12.2018)

Легенда о «камне дракона» // http://iznedr.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st009.shtml (08.12.2018)

Липовский Ю. О. Хангай за огненным камнем: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:4dm9qek8RpcJ:https://www.e-reading.by/bookreader.php/1061544/Lipovskiy_-_V_Hangay_za_ognennym_kamnem.html+&cd=26&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (08.12.2018)

Манахан: Манахан Манаха́н; Манага́; Манаха́й; Хан Ба́ян Maниха́н; Цага́н Манха́н-те́нгри

В мифологии монгольских народов божество охоты. Входит в разряд тенгри, его эпитет — «белый» (Цаган Манхан-тенгри). Выступает в облике человека огромного роста. Имеет признаки:

земного духа-хозяина — называется «богом земли и пространств»;

владыки лесов и в особенности — диких животных, которые являются его «скотом».

К нему обращаются с просьбами о ниспослании обильной добычи.

Он именуется «богатый», «щедрый», «благодетель», «святой», «высокочтимый»; одно из его постоянных определений — «имеющий серебряное (или злато-серебряное) тело».

Наименование божества Цаган Манхан-тенгри указывает на его связь с горой и горным духом; ср. название священной горы Манхан Цаган, упоминаемой в зачине некоторых версий калмыцкого эпоса о Джангаре (духу этой горы поклонялись герои перед выступлением в поход): (http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD (08.12.2018)

Согласно правилам нашего сервиса (http://nbrb.ru/?page_id=9692 ), библиотека бесплатно выполняет уточняющие и адресные запросы, а также несложные фактографические справки (платно). Ваш запрос относится к категории сложных и требует проведения исследовательской работы. Рекомендуем обратиться к исследователям-литературоведам в данной области.

Служба «Море вопросов».







Яндекс.Метрика