Виртуальная выставка «Храм вечной мудрости» к 250-летию И.А. Крылова


Виртуальная выставка «Храм вечной мудрости» к 250-летию И.А. Крылова

«Его притчи – достояние народное и составляют

книгу мудрости самого народа»

Н.В. Гоголь

 

 

С 13 по 28 февраля на Абонементе художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия открывается виртуальная выставка «Храм вечной мудрости», посвященная 250-летию со дня рождения русского публициста, поэта, баснописца, издателя сатирико-просветительских журналов Ивана Андреевича Крылова (1769-1844)

 

Иван Андреевич Крылов является одним из наиболее значительных представителей сатиристического направления в русской литературе. Талантливый баснописец оставил потомкам немало поучительных историй, облечённых в сатирическую форму. Многие читали их в детстве, но в более зрелом возрасте они воспринимаются совсем по иному, понимаются намного глубже. Краткие и меткие крылатовские изречения давно стали пословицами и поговорками:

 Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!

 

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

А воз и ныне там…

 

 

О писателе

 

Крылов Иван Андреевич родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве в семье армейского офицера. Его отец работал председателем магистрата Твери, но хорошего дохода такая служба не приносила, поэтому семья жила очень бедно. Иван получил скудное домашнее образование, учился мало и бессистемно, но обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. Будучи подростком,  он с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, в толпе простого люда, узнавал Иван примеры искрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен. Чтобы помогать семье, в 1777 г. Крылов устроился работать подканцеляристом в магистрат Твери.

 

Мама поэта, Крылова Мария Алексеевна, рано осталась вдовой. Муж умер на 42-ом году жизни, и в 1782 году семья Крыловых в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не устраивала его амбиций. Именно тогда Крылов начал заниматься драматургией. Однако из-за недопонимания театральных критиков, пьесы не находят успеха. Неудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Крылов-сатирик поставил перед собой задачу продолжить в русской журналистике обличение русского общества, начатое Д. Фонвизиным. Поэтому в 1789 г. Крылов начал издавать сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традиции русской сатирической журналистики. В журнале он создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев. В 1792 г. он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В «Зрителе» опубликованы такие остросатирические  произведения, как «Каиб» и «Похвальная речь в память моему дедушке». Но после произведенного обыска журнал был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

За свою жизнь Иван Крылов так и не женился. Своих детей у него не было. В 1806 г. Крылов возвращается в Петербург, где устанавливает новые литературные связи, пишет комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам». В 1812 г. он становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет. Крылов оказался не только хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славянорусского словаря.

Последней работой писателя стала подготовка к печати в 1843 году полного собрания его басен. Великий баснописец скончался в Петербурге 9 (21) ноября 1844 г. от воспаления легких.

 

Творчество

Смелый сатирик, тонкий лирический поэт, остроумный автор весёлых комедий Иван Андреевич Крылов проявлял свой талант в самых разных литературных жанрах. Таким был Крылов в конце XVIII века. Этот период творческой деятельности подготовил писателя к поприщу баснописца, которое принесло ему заслуженную славу. Он, как писатель, занял достойное место в литературной жизни тех лет, а его ранние произведения являются образцом хлёсткой сатиры и по сей день вызывают живой интерес у читателей.

В литературе Крылов стал известен с драматических произведений. В 1786-88 гг. он написал трагедии «Клеопатра» и «Филомела», а также комедии «Бешеная семья» и «Проказники». Комедия «Проказники» была по-новому смелой, живой и остроумной. Молодой драматург становится популярным в театральных и литературных кругах. Однако в пьесе «Проказники» автор высмеивает ведущего драматурга того времени Я.Б. Княжнина. Из-за этого Крылов ссорится не только с самим Княжниным, но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.

На рубеже XVIII и XIX вв. И. А. Крылов создал в короткий срок пять законченных оригинальных пьес: «Трумф», комедию «Пирог» (около 1800 г.), волшебную оперу «Илья-богатырь» и комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам» (1806-1807 гг.).  В комедии «Модная лавка» точен бытовой колорит, разработаны характеры персонажей, выразителен и сочен язык. Комедии и комические оперы Крылова сыграли заметную роль в творческом росте писателя: в них оттачивалось мастерство диалога, создание характеров, так необходимых для будущего басенного жанра. В драматических произведениях проявился талант и изобретательность Крылова. В бытовых сценах он запечатлел свое время, стремился к типизации персонажей. Этим отличались и его журнальная проза и стихи. В драматургии Крылова ярко выражено сочувственное отношение к крепостным крестьянам и твердая защита национального начала, осуждение низкопоклонства перед Западом.

Стихотворения Крылова, уступая в своем художественном значении басенному и драматическому наследию великого писателя, тем не менее занимают заметное место в истории русской поэзии конца XVIII-XIX вв. Они близки произведениям Радищева по демократическим идеям социального протеста. Всего сохранилось около полусотни стихотворений Крылова, которые различны по темам, жанрам и поэтическим формам. К примеру, философско-политическая ода («Уединение», «Блаженство»), свободное письмо в стихах («К другу моему»), обширное послание на философскую тему («Послание о пользе страстей»). Есть и любовная лирика, и лирика природы, и лирика социальных эмоций, и короткие эпиграммы и др.

Первые стихотворения Крылова появились в печати в 1786 г., когда поэту было семнадцать лет, в журнале «Лекарство от скуки и забот». Вслед за тем Крылов печатает стихи в журнале «Утренние часы» (1789 г.), вводит ряд их в текст «Почты духов» (1789 г.), выступает в 1790 г. с торжественной одой, печатает целую серию крупных стихотворений в журнале «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793 г.). После этого стихотворения Крылова появляются в альманахе Н. М. Карамзина — «Аониды» на 1796 г., затем в «Драматическом вестнике», издававшемся в 1808 г. А. А. Шаховским и А. И. Писаревым. Все крупные стихотворения относятся к периоду 1790-1800 гг. В 1810-20 гг. Крылов занимался эпиграммами, делал стихотворные надписи на своих книгах, подаренных им друзьям, набрасывал шуточные «домашние» стихи. Последние стихотворение — эпитафия, вырезанная на памятнике жены его старинного друга А. Н. Оленина (1839).

Прекрасный знаток и художник простого языка, к тому же сильно склонный к насмешке и пессимизму, Иван Крылов, действительно, был словно предназначен судьбой для басни. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Однако пришел он к жанру басни далеко не сразу. Только в 1788 г. в журнале «Утренние часы» Крылов публикует первые басни без подписи: «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», которые были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

Крылов всегда любил творчество французского баснописца Лафонтена и поэтому в 1805 г. перевел две его басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». А уже в 1809 году был напечатан первый сборник басен самого Крылова из 23 произведений, в которых Крылов выступал не только как моралист, но и обличитель «сильных» мира сего. Книгу восторженно приветствовал В.А. Жуковский: «Крылов имеет гибкий слог, который всегда применяет к своему предмету». Сборник имел большой успех, и читатели стали с нетерпением ждать новых басен Крылова.

Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство писателя. По содержанию басни Крылова можно разделить на три части: 1) те, в которых осмеиваются общечеловеческие недостатки и пороки; 2) те, в которых автор обличает общественные недостатки современной ему жизни и 3) исторические басни.

Главные художественные достоинства басен Крылова заключаются, во-первых, в языке и художественности формы, а во-вторых, в поразительной выпуклости и реализме. Крылов говорит чисто-русским, народным языком; он часто употребляет уменьшительные формы слов: «куманек», «светик», или такие выражения и обороты речи, которые свойственны лишь простонародному, бытовому языку: «невеста девушка смышляла жениха», «отколе ни возьмись», «тихохонько медведя толк ногой», «случись тут мухе быть». Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты.

Его басни – правдивые жанровые картинки, проникнутые юмором, отличающиеся тонкостью рисунка и знанием русской жизни. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. В них сочетается суровая правда с глубокой мыслью и живописностью языка. Басенный жанр он довел до высочайшего поэтического совершенства. Народность его басен сказалась в том, что басенные образы, меткие фразы стали народными пословицами и поговорками, составляя и в наше время жемчужины русского языка.

Одна из характернейших черт басен Крылова – уменье остроумными намеками, как бы мимоходом, задевать и высмеивать человеческие недостатки, даже если эти недостатки не относятся к главному сюжету басни. Так, в басне «Лжец» приятель говорит хвастуну-лжецу, что с моста, по которому «лжец ни один пройти не смеет», обрушились в воду «два журналиста, да портной», намекая на то, что часто журналистов и портных обвиняют во лжи.

Образы Крылов часто черпал у своих знаменитых предшественников (Ж. Лафонтен, Эзоп), однако делал их более реалистичными. Крылов предоставляет каждому персонажу максимальную возможность высказаться по своему. Он не указывает на какой-либо порок, а показывает его. Если у Лафонтена басня тяготела к лирическому стихотворению, то у Крылова басня перерастала в драматическую сцену с лицами и характерами.

Басни Крылова охватывали все стороны русской действительности. Они всегда были злободневны и сатирически заострены. К примеру, после Отечественной войны 1812 г., Крылов написал несколько высокопатриотических басен — «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Щука и Кот». В них выражался патриотический подвиг русского народа и осуждалась предательство людей, ставивших корысть выше долга.

Главным увлечением и главной любовью всей жизни Крылова был родной, русский язык, для развития которого он сделал так много.

 

 

 

Перечитаем и мы нестареющие басни «дедушки Крылова». На выставке представлены такие произведения писателя, как:

 

 

 

Крылов, Иван Андреевич Басни / И. А. Крылов ; [составление, вступительная статья и примечания В. И. Коровина] ; художник А. Лаптев — Москва : Детская литература, 2013. — 222 с. : ил., портр. ; 21 см. — (Школьная библиотека).

Включены избранные пьесы И.А. Крылова: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Мартышка и Очки» и другие.

 

 

Крылов, Иван Андреевич Стрекоза и муравей : басни / И. А. Крылов ; иллюстрации Ирины Петелиной. — Москва : Экcмо, 2017. — 78, [1] с. : цв. ил. ; 22 см. — (Книги — мои друзья).

В сборник вошли такие известные басни, как «Ворона и лиса», «Мартышка и очки», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Слон и Моська», «Лебедь, Рак и Щука» и другие любимые всеми произведения Крылова.

 

 

 

Крылов, Иван Андреевич Басни. Словарь языка басен Крылова / И.А. Крылов;

[к сборнику в целом: вступительная статья, составление, комментарии Р. С. Кимягаровой]. — Москва : Школа-Пресс, 1996. — 701, [1] с. ; 21 см. — (Круг чтения: школьная программа).

В книгу включены наиболее известные басни И.А. Крылова, самого знаменитого баснописца прошлого века. Издание содержит также словарь языка басен Крылова, комментарии к ним и высказывания современников о личности и творчестве Ивана Крылова.

 

 

Крылов, Иван Андреевич Избранные произведения 1792-1836 / И. А. Крылов. — Москва : Советская Россия, 1979. — 320 с.

В настоящее издание вошли избранные произведения Крылова разных жанров, в которых наиболее полно и ярко выразился его удивительный талант. Крылов не только создатель басен, видное место в русской лирике занимают его стихотворения, своеобразие которых почувствует читатель. Не утратила интереса и значения до наших дней и драматургия Крылова, представленная в книге одной из лучших его пьес «Триумф». Кроме того лучшими образцами русской сатирической прозы является повесть «Каиб» и знаменитая «Почта духов», избранные письма из которой помещены в этом однотомнике.

 

 

Крылов, Иван Андреевич Сочинения [Текст] : в 2 томах / И. А. Крылов. — Москва : Правда, 1984 –

В первый том собрания сочинений Ивана Андреевича Крылова включены роман «Почта духов»,  повести и сатиры : «Ночи», «Каиб», «Рассуждение о дружестве» и др. Во второй том вошли известные басни и алфавитный указатель произведений И.А. Крылова, вошедших в 2-х собрание сочинений.

 

 

Стихотворения. Басни / М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, И.А. Крылов. – Москва: Московский рабочий, 1980. – 344 с. – (Школьная библиотека).

В сборник включены лучшие стихотворения знаменитых русских писателей М.В.Ломоносова, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского и басни И.А. Крылова. Басни написаны русским языком, незатейливыми разговорными стихами. Они заключают в себе мудрые, незыблемые истины.

 

 

Крылов, Иван Андреевич Сочинения в 2 томах / И. А. Крылов. — Москва : Художественная литература, 1969 —

В первый том собрания сочинений Ивана Крылова вошли роман «Почта духов», повести и сатиры. Во второй том включены басни, стихотворения, пьесы, эпиграммы.

 

 

Сто басен И. Крылова / И. А. Крылов ; [составление, послесловие Е.Н. Лебедева] ; художник Н. Е. Попов, М. А. Аникст. – Москва : Современник, 1990. – 199 с.

В настоящее издание вошли лучшие басни Ивана Андреевича Крылова. Имя великого русского баснописца стоит в ряду имен любимых народов поэтов, основоположников русской литературы. На его баснях воспитывались и воспитываются многие поколения.

 

 

Крылов, Иван Андреевич Избранные сочинения / И. А. Крылов. Горе от ума / А. С. Грибоедов. Стихотворения и поэмы / Н. А. Некрасов ; [вступительные статьи Д. Д. Благого, М. П. Еремина, К. И. Чуковского ; примечания: Д. Д. Благого и др.]. — Москва : Детская литература, 1995. — 703 с., [9] л. ил. : ил. ; 22 см. — (Библиотека мировой литературы для детей ; вып. 2, (т. 16)).

В томе представлены избранные произведения трех великих русских писателей – И.А. Крылова, А.С. Грибоедова, Н.А. Некрасова. Читатели могут ознакомиться не только с знаменитыми баснями Ивана Крылова, но и с отрывками из сатирического романа «Почта духов».

 







Яндекс.Метрика