Советский плакат как зеркало эпохи. Из фондов Национальной библиотеки Республики Бурятия


Советский плакат как зеркало эпохи. Из фондов Национальной библиотеки Республики Бурятия

С 1959 года Национальная библиотека собирает местный обязательный экземпляр всех изданий, вышедших на территории Бурятии, и к сегодняшнему дню обладает уникальным собранием, имеющим особую историко-культурную значимость.

В рамках XXVI Книжного салона Центр обязательного экземпляра представляет выставку советских плакатов и афиш, изданных в Бурятии.

Огромное количество плакатов, посвящённых сельскому хозяйству в СССР, появилось в послевоенное время, особенно в начале 1960-х годов. Плакаты славили труд, призывали улучшать качество продукции и повышать производительность труда, воспитывали и формировали отношение к жизни и ответственность перед обществом и страной.

На выставке представлены работы таких известных бурятских живописцев и графиков как Окладников А. А., Рудь Т.А., Стариков И.И., Дульбеев К.А., изданные в 1960-е годы.

Афиша в некоторых случаях может быть практически единственным историческим источником, повествующим о том или ином событии театра. Художественных афиш бурятских театров сохранилось небольшое количество. Связано это в первую очередь с тем, что в театрах чаще прибегали к шрифтовой афише, чем к изобразительной.

В целях сохранности документов для выставки используются баннеры, воссоздающие оригиналы плакатов. Из фонда Центра обязательного экземпляра отобрано 19 наиболее выразительных работ. Плакаты оцифрованы, с них отпечатаны точные цветные копии, оснащены QR-кодами для доступа к кратким аннотациям об авторах и произведениях.

По окончании проекта экспонаты будут в свободном доступе в стенах Национальной библиотеки Республики Бурятия.

 

 

 

Крик тишины

«Крик тишины» — фильм в жанре детектива, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1981 году по повести Исая Калашникова «Расследование». Режиссёр — Арья Дашиев, в главной роли — Юрий Соломин. Исай Калашников принял участие в написании сценария к фильму.

В основу сюжета легло расследование преступления. В маленьком таежном поселке на берегу Байкала погибает местный егерь. Прибывшие в поселок следователи пытаются разгадать причины трагического происшествия. Ясно, что это убийство. Первыми подозреваемыми становятся местные охотники, с которыми у егеря возникали конфликты из-за нарушений правил охоты.

Кинокартина снималась в Гремячинске, на берегу озера Байкал и у реки Алла в Бурятии. В фильме много фрагментов с уникальными пейзажами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неуловимый Сэнгэ

Комедия «Далан худалч» монгольского драматурга Ч. Ойдоба представляет собой реплику на популярный сказочный цикл о любимом у монгольского народа обманщике и лгуне Бэлэн Сэнгэ, доставляющем неприятности сильным мира сего.

В мае 1971 года в честь празднования 50-летия Монгольской народной революции в Улан-Удэ проходил фестиваль монгольской драматургии. На сцене театра им. Х. Намсараева были показаны три спектакля по пьесам монгольских драматургов, в том числе комедия Ч. Ойдоба «Далан худалч» («Неуловимый Сэнгэ»).

В 1976 году коллектив театра выезжал с творческим отчетом в Москву и в афишу был включен «Неуловимый Сэнгээ» Ч. Ойдоба.

За постановку спектакля режиссер Б. Аюшин был награжден монгольским орденом «Полярная звезда».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окладников А.А

Александр Александрович Окладников (1905-1988) — советский живописец, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, народный художник Бурятской АССР, заслуженный художник РСФСР. В 1929 г. окончил Иркутский художественный техникум, мастерская И. Л. Копылова. После успешного окончания техникума Окладников возвращается в Верхнеудинск. Преподавал в школе, работал в книжном издательстве. С 1933 г. — член Союза художников СССР. Участник I и II декады бурятского искусства и литературы (1940, 1959, Москва). В 1949-1950 гг. — директор Художественного музея г. Улан-Удэ. Работал в технике рисунка, акварели, линогравюры, офорта, живописи.

 

Песня табунщика

Фильм Батожабая Д. О. (1921-1977) «Песня табунщика» стоит у истоков бурятского кино.

В 1952 году Батожабай поступил в Ленинградский театральный институт, через три месяца перевелся в Московский литературный институт им. М. Горького и окончил его в 1957 году.

В Москве он по своей повести «Песня табунщика» написал сценарий художественного фильма. В 1957 году фильм вышел на Мосфильме, главную роль сыграл Владимир Макетов.

Произведение было актуально для того времени прежде всего жизнеутверждающим пафосом, говорившим о возможностях социалистического общества, где простой табунщик может пройти путь до студента Московской консерватории. Есть в ней и комические ситуации: сцена приезда главного героя в Москву и устройства в гостиницу, где его приняли за министра Казахстана, в гоголевском духе; Тумэна – «министра» окружают уважением и всячески услуживают ему, тот простодушно-наивно восхищается гостеприимством москвичей.

За написание сценария «Песня табунщика» Батожабай получил редкое звание – почетный милиционер города Москвы (Сахиров Ф. Неистовый Батожабай // Батожабай Д. Горные орлы: роман. Воспоминания.- Улан-Удэ, 2001.- с. 201)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последний угон

Халзанов Барас Цыретарович (1938-1993) — бурятский киноактёр, кинорежиссёр и поэт, член Союза кинематографистов СССР, член Союза писателей России, заслуженный деятель искусств Бурятии, лауреат Государственной премии Республики Бурятия. В 1967 окончил режиссерский факультет ВГИКа и уехал работать на Свердловскую киностудию, где и снял все свои 11 фильмов.

Премьера фильма «Последний угон» состоялась 14 августа 1968 года. Сценарий фильма написали Александр Столпер и Барас Халзанов, он также играет роль Абдая. В фильме снималась народная артиста РФ Лариса Егорова. Сюжет фильма: 1918 год. В России идет гражданская война. Добралась она и до степей Бурятии. Кавалерийский отряд Красной армии располагается на ночной отдых. Во время попытки угона грабителями лошади гибнут в пропасти. Красноармейцы попадают в трудную ситуацию — оказаться без лошадей посреди степи, когда рядом рыщут белоказаки, смертельно опасно. Много приключений придется пережить командиру отряда Абдаю (Б. Халзанов), не раз жизнь его будет висеть на волоске, но он сделает все, чтобы осуществить задуманное и спасти свой отряд. Многие сцены фильма сняты в окрестностях Новоселенгинска Селенгинского района.

 

 

Праздник книги Бурятии

28 января 1966 года по постановлению Совета Министров БАССР № 23 был объявлен конкурс на создание новых оригинальных произведений литературы и искусств к юбилею, на который принимались книги, «отражающие 50-летний путь советского народа, жизни республики, борьбу за власть Советов в Сибири и Забайкалье, становление новых черт морального облика современника», созданные в 1966-1967 гг. и  получившие признание народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Пылающие джунгли

Шагжин Цырен (Цыренжап) Галзутович (1918-1994) — бурятский советский артист, драматург, режиссёр. Народный артист Бурятской АССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

В 1938 году окончил театрально-музыкальное училище в Улан-Удэ и был принят в труппу Бурятского музыкально-драматического театра. Сыграл более 70 ролей различного плана.

В 1942 году написал свою первую одноактную пьесу «Радость матери». В 1952-1959 годах Шагжин работал главным режиссёром Бурятского театра драмы, а 1966-1970 годах был художественным руководителем Бурятского театра оперы и балета.

Как режиссёр поставил множество спектаклей на сценах театров Бурятии и Калмыкии. Как артист и режиссёр участвовал в I и II декадах бурятской литературы и искусства в Москве.

Снимался в кинофильмах «Пржевальский» (1951), «Пора таёжного подснежника» (1958), «Алитет уходит в горы» (1949).

Начиная с 1960-х годов приобрёл известность и как писатель-прозаик, автор ряда повестей и многих рассказов, изданных на бурятском и русском языках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельскохозяйственный плакат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Стариков И.И. и Дульбеев К.А. 

Стариков Иннокентий Игнатьевич (1926-2002). Заслуженный художник Бурятской АССР, член Союза художников СССР, известен как график, живописец, скульптор. В 1953 г. поступил в Иркутское художественное училище. В 1958 г. — в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, на графический факультет. Приехав в Улан-Удэ, Стариков работал в Бурятском книжном издательстве над оформлением и иллюстрацией книг, занимался станковой графикой. В 1976 г. был принят в члены Союза художников СССР, в 80-е годы работал художником-консультантом Правления Союза художников Бурятии. В период с 1981 по 1983гг. — директор Республиканского художественного музея им. Ц.С. Сампилова. В 1983 г. присвоено звание «Заслуженный художник Бурятской АССР».

Дульбеев Ким Африканович (1933-1989) – бурятский живописец, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, народный художник Бурятской АССР, участник II декады бурятского искусства и литературы в Москве в 1959 году. В 1956 — окончил Иркутское художественное училище. В 1963 — окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Дипломной работой Кима Дульбеева была картина о Великой Отечественной войне, которую он назвал «В партизанском крае». Картина экспонировалась в Москве в 1965 году на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 20-летию Победы в ВОВ. С 1969 по 1973 гг. — директор Художественного музея им. Ц.С. Сампилова.

На выставке представлены их плакаты в соавторстве, изданные Бурятским книжным издательством в 1968 году и выполненные в традициях советского агитационного искусства, с использованием ярких цветов и крупно выделенного лозунга.

 

 

 

Үнгэрһэн хэрэг

Дамдинов Николай Гармаевич (1932-1999) — народный поэт Бурятской АССР.

В 1967 г. состоялся дебют Н. Дамдинова в качестве драматурга. Он предложил театру свою первую пьесу «Үнгэрһэн хэрэг» («Давнее дело»). В то время литературной частью Бурятского драматического театра заведовал Д. О. Батожабай. После некоторых исправлений и дополнений, сделанных в результате обсуждения, пьеса была рекомендована для постановки на сцене. Режиссером-постановщиком был назначен Б. Аюшин. Однако пьеса не удостоилась отдельного внимания критиков.

Осенью 1969 г. театр открывает новый сезон исторической драмой «Доржи Банзаров», и эта пьеса уже вызывает «живейший интерес» не только среди публики, но и в среде критиков и литературоведов.

Всего Н. Дамдинов является автором четырех пьес «Давнее дело», «Кузнецы победы», «Доржи Банзаров», «Кольцо декабриста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвети, Бурятия!

Рудь Тимофей Аврамович (1911–2005) — советский художник-график, живописец, плакатист. Член Союза художников СССР.

Учился в студии при Союзе художников Бурятии у Р. С. Мэрдыгеева, А. И. Тимина, Г. Е. Павлова. С 1937 начал работать художником-оформителем в Союзе художников Бурятии. В годы Великой Отечественной войны занимался выпуском агитационных плакатов («Окон ТАСС»). Был директором Художественного музея городе Улан-Удэ (1945–1947). Участник II декады бурятского искусства и литературы (1959, Москва). Участвовал в республиканских, межобластных, зональных, российских выставок. Автор многочисленных плакатов на сельскохозяйственные, спортивные темы. Графические работы художника отличают четкость, лаконизм, выразительность («Шушинские рассветы», «Цвети, Бурятия!» и др.). Создатель серии нагрудных значков к знаменательным датам. Произведения Т. А. Рудя находятся в Художественном музее имени Ц. С. Сампилова, в частных коллекциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чудесный клад

Детская опера-сказка «Чудесный клад» бурятского композитора Баудоржи Ямпилова (либретто Ю. Хазанова, по пьесе П. Маляревского). впервые прозвучала на сцене оперного театра в Улан-Удэ. За создание этого произведения композитор был удостоен Государственной премии Бурятской АССР.
Вскоре композитор показал свою оперу главному режиссёру и руководителю Московского государственного детского музыкального театра, народной артистке СССР Наталии Сац. По просьбе и непосредственном участии театра композитор создал вторую редакцию оперы. Спектакль «Чудесный клад» театр посвятил 50-летию образования СССР.
«Чудесный клад» — это история о том, как однажды молодой пастух по имени Баир нашел волшебный горшок… и понял, что настоящий клад кроется не в горшках, сундуках и мешках с золотом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хитрый Будамшуу

В 1954 году Цырен Шагжин написал комедию «Будамшуу», которая представляет собой новый этап в освоении темы «фольклор и современность». Комедия была поставлена в том же году, в качестве постановщика и первым исполнителем главной роли выступил автор. Пьеса написана по мотивам бурятских сатирических сказок. Умный, хитрый, ловкий герой высмеивает жадность, тупоумие богачей и помогает обездоленным.

Ни одной другой пьесе в бурятской драматургии не выпала столь долгая и счастливая сценическая жизнь, столь грандиозный и тотальный успех, как знаменитой комедии. Уже в первые десять лет она выдержала свыше 400 представлений, в 2004 году в год пятидесятилетия со дня первого исполнения на сцене бурятского театра был сыгран 1000-ый спектакль! С успехом она была показана в Москве во время Декады бурятской культуры и искусства в 1959 году. В конце 1950-х годов комедия «Будамшуу» обошла сцены театров Якутии, Татарии (Мензелинский театр), Башкирии (Сибайский театр), Тывы, Калмыкии, Хакасии. В 1973 году его поставили в Кумыкском театре Дагестана. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сэрэмпэл

Намсараев Хоца Намсараевич (1889-1969). Один из основоположников бурятской литературы. Творчество Намсараева было разносторонним: он и прозаик, и поэт, и драматург. В сезоне 1968-69 годов театр им. X. Намсараева, готовясь к гастролям в Москве, много работает над постановками оригинальных пьес. В числе новых спектаклей инсценировка повести X. Намсараева «Цыремпил» — произведение, которое стало классикой бурятской советской литературы. Повесть, написанная в середине 30-х годов, правдиво воссоздавала жизнь дореволюционной Бурятии, раскрывала картину классового расслоения бурятского улуса. Автор инсценировки и постановщик Б. Аюшин уделяет главное внимание раскрытию социального содержания повести, выстраивает спектакль на ярких контрастах. Спектакль шел под названием «Сэрэмпэл», был обрамлен прологом и эпилогом, где выведены сам писатель Хоца Намсараев (Буянто Аюшин) и его друг, народный художник Цыренжап Сампилов (Виктор Самандуев)







Яндекс.Метрика