Публичная лекция И.А. Захаренко «Баргузинский великий чайный путь»


Публичная лекция И.А. Захаренко «Баргузинский великий чайный путь»

В рамках XXVIII Книжного салона в Национальной библиотеке РБ состоится публичная лекция Игоря Антоновича Захаренко «Баргузинский великий чайный путь». Лекция пройдёт в зале деловых встреч и переговоров (блок Г, 2 этаж), начало в 12:00.

Баргузинский Великий чайный путь

И.А. Захаренко,

доктор географических наук, профессор,

действительный член Русского географического общества

Геостратегический Сибирский чайный путь

Сибирь! Всякий раз, когда слышишь это слово, в сознании возникает географический образ огромных, почти беспредельных таежных просторов между Уральским горным хребтом и Тихим океаном, бескрайнего пространства от Северного Ледовитого океана до казахстанских и монгольских степей. Две гигантские географические страны – Сибирь и Дальний Восток, более чем в три раза превышающие по площади Европу, отличаются суровостью климата и вместе с тем удивительным разнообразием природных ландшафтов. Северную часть занимает пустынная тундра, а южную – бескрайние непроходимые леса, составляющие знаменитую тайгу, постепенно переходящие в засушливые степи, замыкающиеся цепью гор и холмистых нагорий.

Все это пространство, разнообразное по климату, ландшафту и условиям жизни, производит и сейчас, в ХХI веке, чрезвычайно сильное, даже жуткое впечатление на привыкшего к равнинной жизни человека, очаровывает своей дикой красотой, подавляет своим величием и манит богатствами. Русский географ, картограф и историк ХVII в. Семен Ульянович Ремезов писал о Сибири: «Земля хлебородна, овощна и скотна, опричь меду и винограду ни в чем скудно. Паче всех частей света исполнена пространством и драгими зверьми безценными. И торги, привозы и отвозы преволны. Рек великих и средних заток и озер неизчетно, рыб изобильно, множество и ловитвенно. Руд, злата и сребра, меди, олова и свинцу, булату стали, красного железа… и камней цветных много и от иноземцев скрыто» (ГПБ, Эрмитажное собр., № 237, л. 12).

С.У. Ремезов проводит культурно-историческую, картографическую, географическую и историческую рекогносцировку Сибири. Это ощущение проникновения в «тайны сибирского бытия» дает возможность рассказать о «родной Сибирской земле», прославить ее людей, пространства, богатства и дать «похвалу» Родине – «Уподобление Сибирские страны». С.У. Ремезов дает толкование понятия «Сибирь» – «согласно обруч твердой вкруг по нам». Этот обруч и «венчает» главу ангела. При этом он не скрывает «мздоимства», что как «ржа железная, снедающая подножие скоб», разъедает Сибирь – явление, занесенное в Сибирь «от пришлых». Ремезовские описания пронизаны глубокими патриотическими чувствами любви к родной стране и гордости за ее удивительные просторы. «Воздух над нами весел и в мерности здрав и человеческому житию потребен», – заявляет сибирский ученый, искренне считая, что его страна – лучшее место в мире.

Байкальская Сибирь – жемчужина Евразийского чайного пути

Байкальская Сибирь – большой духовный материк, культурное многообразие которого делает его особенным. Байкальская Сибирь является для нас предметом восхищения, пространством и временем взаимопознания культур. Стратегический регион воспринимается как настоящее и будущее его прекрасных жителей.

Термин «Байкальская Сибирь» определяется нами для исторической реконструкции географического изучения и картографирования Великого чайного пути на Евроазиатском материке. Географическое понятие «Байкальская Сибирь» в политике регионального развития основывается на экономической оторванности макрорегиона от другой части России из-за транспортных ограничений, низкой мобильности Сибири во внутриэкономической деятельности. «Байкальская Сибирь» – это своеобразная континентальная идентичность, отражает иной цивилизационный взгляд представителей коренных народов. Прослеживается тонкая нить, связывающая бурят с родственными этносами – калмыками и монголами.

Великий чайный путь как национальное достояние и бренд Республики Бурятия

На бескрайних просторах Восточной Сибири вблизи огромного моря-озера Байкала в жемчужине края – Селенгинской Даурии в детстве автор в первый раз ощутил, что такое Азия. Это была репродукция картины Н.К. Рериха «Великий всадник», которую подарили его отцу друзья-монголы. Затем уже в юности задался на первый взгляд парадоксальными вопросами: «Бьется ли сердце Азии?» И где же находится сердце Великого чайного пути?» И первым ответом был: «Конечно же, в Бурятии!»

Сегодня пришло понимание, как «конечности Азии бьются вместе с океанскими волнами в гигантской борьбе», подразумевая вечную борьбу Азии с европейской и китайской цивилизациями. Отсюда и возникло противоречие между Западом и Востоком с одной стороны, как жестокая схватка за Азию, а с другой – защита от пассионарной активности азиатских народов. Постоянно идет серьезная работа над вопросами, где находятся геостратегические центры силового поля национальных интересов крупнейших государств мира.

Настоящая активная исследовательская работа представляется как крупное геостратегическое, историко-научное и культурное наследие Русского пути в Китай. Этот осевой путь движения России на Восток был главным в ее истории и является основным и для сегодняшнего дня. От историко-научного осмысления этого пути и практической реализации возможностей на нем зависит будущее Российской Федерации и Республики Бурятия.

Предлагается уникальный проект «Республика Бурятия на Великом чайном пути: всемирное культурное наследие». Актуальность проекта в сохранении и популяризации культурного наследия Республики Бурятия на Великом чайном пути, проходящем по территории России, Монголии и Китая.

 Баргузинский чайный путь в Даурию и Китай

Ссыльный «немчин» Иван Ермис в 1644 г. подал в Енисейске челобитную с проектом организации похода за Байкал в Приамурье. Он представил хорошо разработанный путь по Ангаре, через Байкал к р. Баргузин и далее, с ее верховьев, через волоки на реки Нерчу и Шилку к местному «большому» князю Лавкаю. Проект Ермиса был принят, и казачьи отряды пользовались указанными ориентирами вплоть до конца XVII столетия. Этим путем прошел атаман Иван Галкин, основавший Баргузинский острог, затем Василий Колесников, Самойло (Первый) и многие другие. По донесению енисейского воеводы Ф.П. Полибина от января 1650 года, Иван Галкин не ограничился слухами аборигенов-тунгусов, а послал разведчиков на р. Шилку к князю Лавкаю, который принял российское подданство и уплатил требуемый ясак-дань (РГАДА. – Ф. Сибирский приказ. – Кн. 288. – Стлб. 371. – Л. 157-162).

В 1650 году на смену И. Галкину в Баргузинский острог был направлен атаман Василий Колесников, который за два года службы собрал разнообразные сведения о местном крае. Как показал поход Ивана Похабова степные земли Забайкалья являлись владениями монгольских ханов, входить в конфликт с которыми русские не желали, да и не было у них достаточных военных сил.

От Байкала до Амура к 1658 г. установился водно-сухопутный путь. Он охранялся системой «малых» крепостей: Баргузинской, Еравнинской, Телембинской, Иргенской, Шилкинской, Нерчинской. С севера эту линию прикрывали Кучидский и Баунтовский остроги, с юга – Удинский и Селенгинский. К концу XVII в. к их числу прибавились «Читинское плотбище», Аргунский, Албазинский, Кумарский, Ачанский остроги, «продолжившие» путь по р. Амур в «Даурскую, Дючерскую и Гиляцкую земли» и далее через Маньчжурию путь в Китай.

XXVIII Книжный салон проводится при поддержке Министерства культуры Республики Бурятия и министра культуры Республики Бурятия Соёлмы Дагаевой







Яндекс.Метрика